Иван Примаченко: Минфин инициирует отмену стипендий

Инициатива может стать как одним из худших так и одним из лучших событий в истории образования

Иван Примаченко: Минфин инициирует отмену стипендий

Автор: Иван Примаченко, засновник платформи Prometheus.

Министерство финансов инициирует с 2017 года отмену стипендий для всех студентов за исключением сирот, инвалидов и тех, чьи семьи получают пособие для малообеспеченных - http://life.pravda.com.ua/technology/2016/08/9/216340. Эта инициатива может стать как одним из худших (в своем нынешнем виде) так и одним из лучших событий в истории украинского образования. Давайте разберемся начиная с минусов:

  • Во-первых, столь жесткое ограничение социальной функции стипендии, очевидно, не разумно. Стипендия жизненно важна не только тем, чьи семьи получают пособие для малообеспеченных, но и многим другим студентам. И это не прихоть, а факт жизни.
  • Во-вторых, абсурдным и контрпродуктивным является отмена стипендии как мотивации за академические успехи. Я давний противник стипендии за средний бал 4.0 (так как во многих университетах для получения этого бала достаточно банально ходить на семинары и иногда что-то читать), но отменить такую стипендию для победителей международных олимпиад и конкурсов, людей, которые уже в магистратуре пишут нормальные научные статьи это глупость. Можно и нужно спорить о том, кто должен получать подобные стипендии, но их наличие должно быть важным мотивирующим фактором.
  • В-третьих, главный вопрос: куда пойдут сэкономленные деньги? Если МинФин гарантирует их возвращение на цели образования (повышение зарплат преподавателям, улучшение материального фонда, повышение стипендий до нормального уровня и т.д.) то это адекватно. Если деньги будут банально выкачаны из образования (как, судя по всему, сейчас и предполагается), то это путь в никуда.

Как можно превратить довольно дикую идею МинФинансов в прорывное решение? Не отменять стипендии, а нормально их реформировать как это, например, предлагал Yegor Stadny http://society.lb.ua/…/290083_chomu_tsya_stipendiya_maie_zn…: социальные стипендии будут получать те, кто реально нуждается в деньгах, академические стипендии получат те, кто круто учится и демонстрирует успехи в науке. Освободившиеся деньги будут направлены на повышение стипендий, которые должны позволить студентам минимально пристойный уровень жизни. Такое решение позволит:

  • Во-первых, обеспечить свободный доступ к высшему образованию всем, кто нуждается в этом, но при этом не просто выплачивать стипендии всем подряд. 
  • Во-вторых, реально стимулировать тех, кто показывает выдающиеся успехи, а не просто сидит на лекциях и семинарах.
  • В-третьих, университет перестанет быть социально приемлемым местом, где можно 6 лет "просидеть" между окончанием школы и началом работы. Абитуриенты начнут гораздо тщательнее думать над тем, нужен ли им университет и если да, то какая специальность. Студенты начнут куда серьезнее относиться к тому, что происходит в вузах, ведь раз уж они сюда решат поступать, то будут заинтересованы в реальном качестве обучения. Сейчас реформы учебного процесса интересуют среднестатистического студента в разы меньше обсуждения очередной общеуниверситетской вечеринки или фестиваля. 
  • В-четвертых, потратить освободившиеся деньги на повышение стипендий, увеличение зарплат преподавателей, улучшение материально-технического обеспечения - в общем, на то, чтобы сделать обучение качественным и эффективным, а не имитационным.

Пока Министерство образования не поддерживает идею МинФина в его нынешнем виде - и правильно делает. Но если эту идею нормально доработать, то могли бы получить небольшой прорыв в высшем образовании: правда в такой сценарий развития этой ситуации верится с большим трудом.

Оригинал

Освіта.ua
10.08.2016

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!