Владимир Белый: лицею Алжира позавидуют наши вузы

Уровень заботы об образовании в Алжире и то, что организовала своему народу наша "украинская" власть

Владимир Белый: лицею Алжира позавидуют наши вузы

Автор: Владимир Белый, заместитель директора по УВР, физико-технический лицей г. Херсона.

Алжир після війни за незалежність, у ході якої втратив мільйон співвітчизників, у тому числі й у таборах смерті, у 1962 році її отримав. Я опинився там за міжурядовим контрактом у 1983 - 1986, тобто десь через 25 років після отримання незалежності. Далі ви можете як почитати дещо про тамтешній рівень турботи тієї держави (Алжиру) про освіту своїх громадян, так і ПОРІВНЯТИ, а ЩО після отримання (звернемо увагу, не після війни за ..., а саме отримання ...) незалежності також десь через 25 років організувала своєму люду наша якби українська влада:

Что представляет собой алжирский лицей как социо-механизм?

— Материальному базису алжирского лицея (здание, двор, парковая зона, материально-техническое оснащение) могут позавидовать ректоры многих наших университетов, особенно новоиспеченных частных вузов в приспособленных зданиях (бывшие детсады или НИИ).

Территория лицея занимает не меньше квартала: главный вход (для педагогов и техработников) располагается на одной улице, а второй вход (для учащихся) — на другой. Центральный вход все время контролируется консьержем, а вход для учащихся закрывается через 5-10 минут после начала занятий. Откроют его только после первых двух пар (четыре урока), чтобы желающие могли уйти на 2-х часовый обеденный перерыв в город. Те учащиеся, которые далеко живут, проводят его на территории лицея: во дворе или в комнатах пансиона. Такой порядок навсегда снимает проблемы опозданий и физической усталости как учащихся, так и учителей.

Один угол лицейского двора занимает коттедж для директора лицея, его заместителя и интенданта. Они имеют как собственное жилье, так и это — ведомственное. Алжир, как и бывшая метрополия — Франция, практикуют обязательную ротацию руководителей школ и лицеев.

— И что хорошего от этого?

— Надо уточнить — кому? Руководителю лицея или лицейскому образованию молодежи? Однозначно: на качество и результативность работы педагогического и ученического коллективов ротация влияет положительно. Вместо призывов против застоя и кумовства, самодовольства и круговой поруки технологически честная организация вводит простой работающий механизм: каждый раз управленцу надо воспроизводить свой авторитет заново, в новых условиях. Равно, как и «неротационным» учителям надо заново заявить о себе перед новым руководством.

Такие социально вмонтированные механизмы автоматической мотивации учеников и учителей к лучшей деятельности будут сопровождать нашу беседу на всем ее протяжении.

Это характерно для тех инновационных систем, в которых работает набор степеней свободы исполнителей на базе природной самомотивации.

В Алжире не может быть принята к рассмотрению мысль, чтобы в одном здании (дворе), под руководством одного директора и силами одного учительского коллектива организовать обучение детей младших, средних и старших классов. Это было бы за пределами здравого смысла. Каждая школьная ступень — это ступень ОТДЕЛЬНАЯ, со своим зданием (двором), директором и педагогическим коллективом. Знаю, что учитель основной школы на ставку имеет 24 часа в неделю, учитель лицея — 19,5 часа, а преподаватель университета — 12.

На ставку учитель легко обеспечит всем необходимым неработающую жену и нескольких детей. В начале карьеры он будет ездить на подержанном авто и жить в квартире дома, который патронируется государством, став опытным специалистом, сможет обзавестись индивидуальным жилищем с двориком и гаражом.

Тестирование уровня подготовленности учащихся не отдано в руки субъекта, который сам же и учит детей или собирается учить, а этим же учительским ресурсом в рамках его рабочего времени оформлено в процедуры высокой объективности. Меня, как и других учителей лицея постоянно ставили на проведение бакалаврского экзамена: всегда на экзамен по «чужому» предмету и никогда по родственному.

Социальные механизмы таковы, что с одной стороны очень уважительно и доверительно относятся к гражданину, а с другой резко пресекают попытки прямого жульничества или прикрытого блата. Как-то спрашиваю коллег: «Почему директора не видно?» Мне отвечают: «А ты что, не знаешь? Он ходил в соседний лицей, когда дочь писала «вас», и пытался узнать шифр ее работы, так прилетел из столицы инспектор и уволил его. Теперь он иногда появляется, чтобы сдать дела».

— А как педагоги? Могут ли ощущать себя самодостаточными работниками и не оглядываться на мнение чиновника?

— Именно это и заложено в систему. Как-то молодой коллега с особым настроением предлагает выпить кофе вместе. Стоим (обратите внимание, что не сидим) за высоким столиком и начинаем разговор ни о чем. Но наступает момент, и коллега озвучивает главное: «Представляешь, он сообщает мне, что является полковником жандармерии и просит особо благосклонно проверять аттестационные работы его дочери! Ну, я и проверил: заново пересмотрел ее старые работы так тщательно, что откопал все незначительные пропущенные ошибки. Теперь пусть смотрит хоть генерал, хоть министр».

Примат письменных аттестаций без права отдельных (читай уединенных) пересдач системно делает свое объективное дело. В лицее нет классных журналов нашего формата, но есть сводный каталог итоговых оценок и централизованно хранимые пачки аттестационных работ.

Хранят их не в учительских подсобках, а в специальном блоке администрации. Именно аттестационные ученические работы являются документами строгой отчетности.

— А почему ты выделил тот факт, что в кафе предпочитают пить кофе стоя? Так, видимо, дешевле для бизнеса?

— Нет, причина во внутренней здоровой жизненной «пружине» местного населения. Отсутствие алкогольной нагрузки на организм людей положительно влияет на стиль жизни. При всей склонности арабов к неторопливости и созерцательности в уединении, они всегда активны в общении: неспроста европейские женщины часто выходят замуж за арабов. Чашечка кофе или чая у алжирцев не для того, чтобы «посидеть», а с тем, чтобы активно пообщаться. В том лицее, где я работал, находился офис генерального инспектора региона по биологии. Ему было интересно узнать о Советском Союзе из «первых уст», и он пользовался методом неформального общения за чашечкой кофе у высокого столика кафе.

Была у меня встреча и с «моим» генеральным инспектором, т.е. по физике и химии. В алжирском, как и во французском лицее эти два предмета ведет один учитель. Для меня химия далеко не милое дело, но разобраться при желании всегда можно, тем более за достойную зарплату. На одном из практических занятий по физике прибегает в лабораторию секретарь директрисы лицея и сообщает: «Мсье, сейчас к вам придут директор и генеральный инспектор». Да, секретарь у директора лицея один, а у заместителя директора по учебной работе целая команда секретарей из 5-7 человек. Они под его руководством выполняют хоть и интеллектуальную, но все же техническую работу. Для занятий по расписанию используются как лекционные классные комнаты, так и лаборатории по физике, химии, биологии, лингафонные кабинеты для практических занятий, на которых класс делится на две группы. На практическом занятии не обязательно надо выполнять именно практическую работу с приборами или опытами, чаще это занятия по решению задач как наиважнейший вид учебной работы: формирование умений применять базовую теорию.

Через пару минут заходят директриса лицея (ее муж владел аптекой в центре города, а она ничего не преподавала, что в порядке вещей во всех лицеях Алжира и Франции) и генеральный инспектор (заметно старше меня тогдашнего): взволноваться времени у меня не было. Присели они за последним столом, хотя если быть более точным, то в лабораториях не привычные столы на один — два человека, а длинные рабочие поверхности, покрытые прочной кафельной плиткой, с подведенными коммуникациями (вода, газ, электроэнергия).

Инспектор послушал мои дальнейшие объяснения (был чисто девичий класс) минут 10-15, а затем вышел к учительскому месту и начал беседу с моими ученицами по ранее пройденному материалу. Я понял, что инспектор остался доволен: он от вопросов детям перешел на монолог, показывая уже свою глубокую предметную подготовку. Позже секретарь передала, что инспектор продлил контракт. Именно на генерального инспектора возложены государством функции по аттестации профессионального уровня учителей, а также по составлению задания на итоговую государственную аттестацию выпускников.

Как-то молодой учитель-языковед приглашает после уроков своих коллег на чай с пирожными. Спрашиваю, а в связи с чем?

— Сегодня по моей просьбе на уроках был генеральный инспектор и подписал мне следующий, более высокий «град», — отвечает Мохаммед.

— И что это тебе дает?

— Аттестационная прибавка к зарплате покрывает мои месячные расходы на бензин.
Надо отметить, что без авто он не передвигается.

Оригинал

Освіта.ua
13.06.2016

Популярные блоги
В. Круглов: ценностям должна учить детей семья Школа – это не холодильник, куда сдают ребенка на содержание и обучение наукам и нравственным ценностям
О. Меркулова: почему министр не отстаивает диссертацию? Нет никакой логики в том, что человек готов легко отказаться от кандидатской степени
Г. Сищук: начинать реформы нужно не с учебников Начинать следует с пересмотра самой сущности: функции учителя, аспектов, ухудшающих эффективность его работы
Тамара Гориха Зерня: нужно признать положение дел Нужно признать, что онлайн обучение – это профанация, а три года онлайн – это три потерянных для школы года
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев