И. Примаченко: важен принцип «продуктивного провала»

Неудачная попытка решить задачу оказывает позитивное влияние на дальнейшие результаты учеников

И. Примаченко: важен принцип «продуктивного провала»

Автор: Иван Примаченко, основатель платформы Prometheus.

Один из самых серьезных недостатков современной системы образования заключается в том, что она не признает и осуждает ошибки, навязывает страх перед ними. Студент всегда должен все делать и говорить верно, а тесты и задания выполнять безупречно. Однако это опасное и неэффективное заблуждение.

Во-первых, науке про обучение хорошо известно, что новые концепции лучше усваиваются тогда, когда студент вначале пытается решить проблему без помощи учителя или учебника и лишь затем ему рассказывают о стандартном решении. В Сингапуре этот принцип, который получил название «продуктивного провала», начинают активно внедрять в старших классах школы.

Частично успешная и даже совершенно неудачная попытка самостоятельно решить новую математическую задачу оказывает самое позитивное влияние на дальнейшие результаты учеников, позволяя им оценить, что они знают, установить точные границы этого знания и понять то, чего они не знают. Самостоятельная попытка придумать решение дает возможность глубже понять предлагаемое учителем стандартное решение проблемы: во всей его отточенности и эффективности.

Во-вторых, негативное отношение к ошибкам в школе и университете прививает студентам глубоко неправильное отношение к жизни в целом. Без ошибок невозможен прогресс ни в одной из сфер человеческой деятельности, ошибки — верный признак движения вперед и неизменный спутник совершенствования. Невозможно избежать ошибок — необходимо принять их и научиться воспринимать как обратную связь и бесценный опыт, который помогает добиться успеха. Умение не отчаиваться перед лицом неудач, подниматься и начинать вновь куда более важный жизненный навык, чем боязливая тщательность. Уже не говоря о том, что в жизни много ситуаций, в которых нет однозначно верных и неверных решений или верного решения еще не придумал никто.

Не бойтесь ошибаться — ошибайтесь чаще, делайте выводы из своих ошибок и уже скоро никто не сможет сравниться с вами мастерством.

Оригинал

Освіта.ua
15.12.2015

Популярные блоги
Я. Абрамейцева: в чем цель обязательной математики? Выпускники 2023 важнейшие годы почти не имеют возможности овладевать предметами вообще
Игорь Ликарчук: хайп вокруг оценивания учеников Оценка давно утратила дидактическую значимость и превратилась в холодную формальность для отчета
Е. Козолуп: почему учитель должен работать на 150%? «Менеджеры» довели образование до такого состояния, что учитель должен делать свою работу на 150% при любых условиях
Иван Осадчий: об оценивании учеников 5 классов НУШ По предлагаемому в Методических рекомендациях подходу невозможно выставить оценки за семестр
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев