Osvita.ua Новости Проект Концепции развития образования
Проект Концепции развития образования

Документом предложено пять направлений реформы образования в течение 10-ти лет

Проект Концепции развития образования

Министерством образования и науки представлен проект Концепции развития образования на период 2015-2025 годов. Документ будет принят после процедуры общественного обсуждения.

Проект концепции подготовлен Стратегической консультативной группой "Освіта" для оказания консультативной и экспертной поддержки Министерству образования и науки в разработке Дорожной карты образовательной реформы.

Концепция охватывает пять основных направлений развития образования, реформирование которых будет осуществляться в течение последующих лет.

Авторы концепции отмечают, что на протяжении всего периода существования независимой Украины в образовательном секторе страны накапливались многочисленные проблемы системного характера, основными из которых являются упадок материально-технической базы, старение педагогических кадров, низкая заработная плата, снижение социального статуса работников образования.

Также проблемами образовательной системы является неэффективная, чрезмерно централизованная и устаревшая система управления и финансирования, растущее неравенство в доступе к качественному образованию, чрезмерная коммерциализация образовательных услуг, коррупция и "дипломная болезнь", снижение качества образования и падение уровня знаний и умений учащихся, моральное старение методов и методик обучения и т.д.

Авторы отмечают, что Украине нужна системная реформа образования, которая должна быть предметом общественного консенсуса, понимание того, что образование - это один из основных факторов цивилизационного развития и экономического развития.

Первым направлением Концепции развития образования является приведение структуры образования в соответствие с потребностями современной экономики и интеграции Украины в европейское экономическое и культурное пространство.

В частности, предполагается, привести в соответствие с типовыми европейскими нормами общую продолжительность обучения в школе (12 лет), а также продолжительность учебного года.

Переход с одного уровня образования на другой может осуществляться только с применением внешнего независимого оценивания. Результаты ЗНО при переходе с I на II ступень образования будут учитываться только для мониторинга качества образования, со II на III ступень - для дифференциации дальнейшей образовательной траектории: профессиональная школа, профессиональный лицей, академический лицей, гимназия и т.п.

Концепция предлагает предусмотреть с 2017 года полный переход старшей школы на профильную подготовку, включая создание новых типов учебных заведений III ступени. Постепенно выделить III ступень и создать отдельные учебные заведения, за исключением художественных, спортивных и других.

В высшем и профессиональном образовании предлагается перейти на трехлетний бакалавриат в год первого выпуска 12-летней школы и предусмотреть в университетах "нулевой" курс для лиц, которые получили полное общее среднее образование по другому профилю. Переход к двухлетней магистратуре предусмотрен в год первого выпуска трехлетнего бакалавриата.

Вторым направлением Концепции развития образования является реформирование содержания образования. В этом направлении, в частности, планируется разработать и внедрить в течение 2015 - 2017 годов Национальный куррикулум для 12-летней школы. Ввести единые стандарты / индикаторы знаний, умений и навыков в области ИКТ для учащихся и преподавателей - соизмеримых с международными показателями: PISA in computer skills, индустриальные международные тесты Microsoft Certified Educator т.д.

Также на протяжении 2015-2017 годов будет разработано и внедрено новое поколение стандартов высшего образования на компетентностной основе с учетом модельных стандартов Евробакалавров и Евромагистров, в 2020-2025 годах будет осуществляться постепенный отказ от стандартов высшего образования.

Одним из приоритетов Концепции развития образования является обеспечение равного доступа к качественному образованию всем гражданам Украины и превращению образования в социальный лифт.

Для достижения этой цели предлагается ввести механизмы поощрения семей с низким социально-экономическим положением к участию их детей в дошкольном образовании и приспособление системы к потребностям семей.

Также авторы концепции предлагают законодательно легализовать семейное и индивидуальное образование, упростить и четко регламентировать процедуры обучения в экстернате, изменить принципы финансирования малокомплектных школ путем ваучеризации школьного образования.

Равный доступ к образованию также будет обеспечен выполнением норм закона об обязательности поступления в вузы Украины по результатам ЗНО.

С 2015 года будет осуществлен переход на систему отбора / заказа учебников, учебных пособий и других учебных средств, издаваемых за счет государственного бюджета, непосредственно школами и отменены конкурсы учебной литературы.

Четвертым направлением, определенным концепцией, является реформирование системы подготовки и переподготовки педагогических, управленческих кадров в образовательном секторе и обеспечение высоких социальных стандартов для работников образовательной сферы.

Концепция предлагает ввести новые программы подготовки администраторов по вопросам менеджмента и лидерства в педагогических вузах; разработать нормы, стандарты, процедуры аттестации педагогических работников; ввести стажировку педагогов в учебных заведениях вне места постоянной работы.

Также будет демонополизирована система последипломного педагогического образования, введен ваучер профессионального развития учителя, самостоятельный выбор места повышения квалификации.

В течение 2015-2020 годов предлагается ввести комплекс мер, направленных на системное поощрение научной и профессиональной активности преподавателей, их международной и внутренней академической мобильности, расширение практик творческих отпусков и стажировки, в т.ч. за рубежом.

Концепцией развития образования предлагается добиться к 2020 году поэтапного введения участия иностранных преподавателей в учебном процессе украинских университетов, овладение отечественными преподавателями новейшими интерактивными, индивидуализированными, командными и проектными учебными технологиями.

Также указана необходимость проведения реформы оплаты труда педагогических работников: на 2020 г. установить среднюю величину годовой заработной платы учителей на уровне не менее чем годовой ВВП на душу населения.

Концепция предусматривает законодательное обеспечение заключения обязательного письменного трудового контракта со всеми педагогическими работниками по результатам независимой сертификации или аттестации, введение надбавок за использование прогрессивных методик и технологий обучения, учета результатов ЗНО учащихся, учета всех видов деятельности и т.п.

Предложено изменить систему оплаты труда учителей и руководителей школ, отказавшись от "поурочной" оплаты труда, перейти на оплату полного рабочего дня учителя, осуществить поэтапный переход к новой системе оплаты труда учителей, содержащей стимулирующую составляющую.

Пятым направлением Концепции развития образования на 2015-2025 годы является реорганизация системы управления, финансирования и менеджмента образования путем децентрализации, дерегуляции, введения институционной, академической и финансовой автономии учебных заведений, соблюдение принципа ответственности учебных заведений за результаты образовательной и воспитательной деятельности.

Для этого предлагается ввести принцип субсидиарности. Пересмотр объема и границ полномочий центральных и местных органов управления образованием, сокращение контрольно-надзорных функций, жесткая и четкая регламентация процедур и полномочий институтов, связанных с контролем и надзором.

Авторы концепции отмечают, что должен быть четко определен объем контрольно-отчетной и учетной документации учебного заведения и сведение его к минимуму.

В городах с районным административным делением школы предлагается вывести из подчинения районных управлений образования (2015 - 2016).

До 2017 года предложено реорганизовать районные управления и отделы образования в сервисные центры, а также привлечь общественные, родительские и наблюдательные советы к функциям контроля над соблюдением запланированного развития, предоставить им полномочия для инициирования отзыва руководства учебного заведения.

На законодательном уровне должны быть четко определены границы компетенции учебных заведений, запрет любым государственным органам требовать от школ выполнение функций, которые не подпадают под эти компетенции.

Также предлагается введение школоцентричного (school-based) менеджмента, перенос "центра тяжести" в процессе принятия решений на операционный уровень (уровень школы). Назначение директоров школ должно происходить на конкурсной основе по 5-летнему контракту, а полномочия аттестации педагогических работников должны быть переданы в общеобразовательным учебным заведениям.

Авторы концепции предлагают изменить подход к финансированию учебных заведений от принципа содержания учебных заведений (финансирование стен) к принципу формирования их бюджетов, исходя из численности контингента и стандарта стоимости обучения одного ученика, студента (деньги следуют за ребенком). Введение экономического стимулирования качественной образовательной деятельности через систему государственных грантов, контрактных отношений и т.д. Также предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс относительно школы как распорядителя средств.

Авторы концепции отмечают необходимость увеличения удельного веса расходов на среднее образование до среднеевропейских показателей (не менее 70% от общих расходов на образование).

Вместе с тем, концепцией предусмотрено создание национальной системы качества образования и внедрения единой системы статистики и параметров измерения качества образования. В 2015 году предлагается принять на национальном уровне: национальных индикаторов качества образования и национальных индикаторов эффективности образования. В 2017 году - включение Украины в Education at a Glance.

Также предложено законодательное закрепление участия Украины в международных мониторинговых исследованиях таких как, PISA, TIMSS, PEARLS. Создание независимых учреждений оценивания и обеспечения качества высшего образования, делегирование им части полномочий Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, способствование международной аккредитации образовательных программ украинских университетов.

Проект Концепции развития образования на период 2015-2025 годов разработан Стратегической консультативной группой "Освіта", в состав которой вошли известные образовательные эксперты.

Освіта.ua
24.10.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
ludvic
Считается, что сейчас у финнов одна из лучших систем образования в мире. Страна всегда оказывается среди лучших в престижных рейтингах Programme for International Student Assessment. Подробности: http://www.regnum.ru/news/society/1908855.html#ixzz3Y7pdp9TN
ludvic
Школьное образование в Финляндии и США: где лучше?http://www.7ya.ru/article/Shkolnoe-obrazovanie-v-Finlyandii-i-SShA-gde-luchshe/
Сергей
Георгий Касьянов руководитель данного проекта "полный ....." или инопланетянин Как можно проводить оплату не по урочная ,а по дням . Вопрос это как ... Пришел учитель в школу посидел в учительской и не прочитал уроки - получи 50-гр.,а другой прочитал 7-м уроков тоже получи 50-гр.(п.п.4.3.4 данного проекта) Слава таким ПРОФЕССИОНАЛАМ. наконец то теперь мы перейдем на новый уровень образование... УРА ! и Хвала Вам великие реформаторы.
Володимир Бахрушин
Обговорюваний проект Концепції розвитку освіти України на період 2015–2025 років, на мою думку, є прийнятною основою для подальшої роботи. Втім і роботи попереду ще багато. http://education-ua.org/ua/draft-regulations/339-deyaki-zauvazhennya-ta-propozitsiji-shchodo-kontseptsiji-rozvitku-osviti-ukrajini-na-period-2015-2025-r
SV
По статистике только два процента выпускников педагогических университетов работают в школах. Средний возраст учителей 45-50 лет. И только учителя смогут сказать, что лучше для школы. Лучше советской системы образования еще никто ничего не придумал. Её внедряют лучшие частные школы Англии, Франции, Америки. Новое - это хорошо забытое старое. Совет министерству образования - уберите отделы образования в городах, районах, областях. Дайте возможность учителям написать программы для обучения, а не работникам министерства, университетов и т.д. Должна быть ОДНА программа для экзаменов. Необходимо вернуть в школы трудовое обучение в полном объеме.
Елена
Пожилые учителя уйдут ,а выпускники не пойдут работать на такие деньги да еще и с такими требованиями,эта концепция далека от реалий.
Ира
Прочитав концепцию увидела коррупционную лазейку - теперь насоздается куча органов как частных так и гос, которые будут оценивать качество образования за взятку, чем выше оценят, тем больше денег получит ВНЗ. А кто платить за эти все оценивания будет? С чьего кармана? И выделение средств будет по принципу - для своих. Легализация домашнего образования просто умиляет!:(
N
Заочное образование: ’’корочка’’ для ’’галочки’’?http://www.dw.de/%D0%B7%D0%B0%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8/a-16759723
N
А где то в мире существует высшее образование в форме заочного в таком виде как у нас ? А то у нас это выглядит как покупка диплома в рассрочку, с отсутствием каких либо знаний и умений.
Ира
Для N: Заочное образование рассчитано на людей уже работающих по своей профессии, а у нас заочно учатся лишь бы хоть какую-то корочку иметь. Мой сын работает программистом и учится заочно в ВНЗ на разработчика программного обеспечения, те лабы, что на стационаре делают месяцами - он делает за два выходных дня. Потому что работает по профессии. Поэтому я считаю, что заочное образование необходимо! Тем более в наше тяжелое время это возможность и диплом получить, и с голоду не умереть.
Эллия
Начнем с того, что в большинстве европейских и американских вузов система образования - нечто промежуточное между нашим стационароми заочкой, причем ближе к заочке. Лекций мало, в основном студенты учатся, выполняя задания модулей (в форме курсовых, эссэ) каждый сам по себе. Потом экзамены. При этом по точным наукам может не быть даже практических занятий - теорию смотрите в учебнике, а задачи... разбирайте, где хотите. Преподавателям, конечно, в такой системе - лафа полная, делать ничего не надо, ни к лекциям готовиться, ни задачи учить решать. А вот студентам достется жизнь по принципу старого обучения плаванию: когда бросали в воду человека и смотрели, выплывет или утонет.
Комментировать
Бєлий Володимир
Якби не внутрішні гальма про чергову найбільш привабливу за всі часи передвиборчих кампаній "дурилку картонну", то прямо зараз від щирої радості та вдячності розлив би шампанське по келихах!!!
олена сергіївна
Для Бєлий Володимир: Згодна - все якось занадто казково виглядає у сьогоднішніх реаліях. А от що мається на увазі під "ваучеризацією" освіти у малокомплектних школах? Це хіба не гвіздок у кришку гроба для малих сіл? Хіба отримавши той ваучер 42-45 учнів зможуть фінансово забезпечити існування малої школи? Чи це щось інше?
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!