Мотивация - решающий фактор для успеха в учебе

Без усердия не достичь успеха? Ложное утверждение, свидетельствует актуальное исследование. Студенты, которые много учат, не обязательно получают лучшие оценки. Интервью с педагогом Рольфом Шульмайстером из Гамбурга

Мотивация - решающий фактор для успеха в учебе

На протяжении пяти лет гамбургский педагог Рольф Шульмайстер исследовал поведение немецких студентов при обучении. Результаты ошеломляют и лишают иллюзий - получается, что успех в учебе не зависит от трудолюбия и усердия студентов. В итоге, Шульмайстер требует реформы учебной системы в университетах.

Если не усердие, то, что же тогда приводит к успеху в учебе? Интеллект?

Нет, Боже упаси! Это не интеллект. Это также не одаренность, это мотивация к обучению. Она ощущается в разных проявлениях учебного поведения и может у некоторых студентов приводить к тому, что они быстро отвлекаются. Поэтому когда студенты имеют дело со сложными текстами, статистикой или математикой говорят: "Это я сделаю лучше на следующей неделе". К этому также побуждает организация учебного процесса с восемью - двенадцатью учебными мероприятиями в неделю. Студент тогда не знает, для какого мероприятия он по-настоящему должен учиться.

В своем исследовании, где Вы использовали студенческие дневники, Вы различаете пять различных типов студентов. Какому из них легче, а какому сложнее приходится в университете?

Лучше справится со всем так называемый тип "ученика, который сам определяется". Который, имеет высокую способность к концентрации и может очень внимательно учиться в течение часа. Поэтому он достигает большего, чем другие. Полной противоположностью выступают учащиеся, которые проявляют "уклонение от обучения". Когда им становится сложно, они отвлекаются, например, на Facebook или телевизор. Также они откладывают выполнение задач «на потом». Учиться серьезно они начинают незадолго до экзамена.

С 2009 года Вы исследуете успешность студентов в соотношении с затраченными на обучение усилиями. Вы установили, что студенты еженедельно в среднем работают для университета 23 часа. Несмотря на это, многие сетуют на стресс. Это как-то связано с учебным поведением?

С одной стороны, это связано с учебным поведением, но с другой стороны, также со структурой учебного процесса. В немецких университетах на одном учебном направлении предлагается много занятий в неделю, посвященных совершенно разным темам. Многие студенты просто не знают, за какую из этих тем им нужно браться. К тому же, четырьмя месяцами позже, т.е. уже где-то в январе или июле, все студенты имеют дело с экзаменами по различным предметам. Для многих студентов это настоящая угроза.

Как должно быть организовано обучение, чтобы студентам было легче учиться?

В рамках исследования мы предлагали в виде блоков некоторые модули из программы бакалавриата для инженеров и информатиков. Модули изучались на протяжении четырех недель, а не растягивались на 14 недель, в течение которых продолжаются семестровые лекции. Таким образом, студент мог сконцентрироваться на конкретной теме. Успешно. Студенты начали инвестировать в обучение не 23 часа, а 34 часа в неделю. Оценки студентов-информатиков в Санкт-Пельтене на экзаменах тоже оказались лучшими на 1-1,5 балла.

Авторы: Cабине Дамашке, Наталья Неделько

Німецька хвиля
08.05.2012

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!