![]() |
Национальным институтом стратегических исследований опубликована аналитическая записка, которая содержит предложения по созданию эффективной системы оценивания качества высшего образования |
Система исключительно государственного оценивания качества высшего образования неэффективна
Специалисты Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, анализируя европейский опыт системы контроля и оценвания качества высшего образования, отмечают, что проблема качества образовательных услуг является одной из ключевых для системы образования любой страны.
"Украина в этом смысле не является исключением. Скорее наоборот – ни один из многочисленных украинских вузов не входит в 500 лучших университетов мира согласно ведущим мировым рейтингам", - говорится в документе.
Специалисты института отмечают, что хотя в 2011 году наметились определенные позитивные сдвиги, назвать их показательными вряд ли возможно. "Так, два украинских вуза – НТУУ "КПИ" и Донецкий национальный университет - попали в ТОП-700 рейтинга лучших университетов мира по оценкам британского агентства QS World University Rankings. Однако всего лишь в седьмую сотню".
В Украине контроль и оценивание качества образования полностью возлагается на государство, прежде всего, на подчиненные Министерству образования Государственную аккредитационную комиссию и Государственную инспекцию учебных заведений.
"Сейчас совершенно очевидно, что система исключительно государственного контроля и оценивания качества образования в современных условиях является устаревшей и неэффективной", - отмечают специалисты.
Европейская практика оценивания качества образования идет по пути создания специализированных аккредитационных агентств - организаций, которые занимаются разработкой инструментария и методик оценивания качества, а также осуществляют проверки качества образования. В компетенцию этих агентств входит также отбор и обучение экспертов, которые проводят проверки, а также периодические публикации материалов проверок, анализ результатов деятельности, проблем и перспектив систем качества в сфере образования.
В Национальном институте стратегических исследований отмечают, что независимость аккредитации заключается в том, что она осуществляется независимыми организациями, т.е. такими, которые не являются порождением интересов сторон. "Иначе говоря, они не являются организациями, которые учреждены заинтересованными сторонами, а являются способом проявления частной инициативы в сфере деятельности на рынке образовательных услуг. А именно - в оценивании качества и обеспечении гарантий качества, которые включают аккредитацию вузов и образовательных программ, а также контроль и консалтинг в отдельных элементах и аспектах образовательной деятельности".
Очевидно, говорится в документе, что эффективный консалтинг и аудит в любом секторе рынка, в том числе и на рынке образовательных услуг, должен иметь признаки независимости. "Следует подчеркнуть, что независимость аккредитационного агентства от внешнего воздействия должна проявляться в его отношениях с каждым из заинтересованных участников рынка образовательных услуг - не только с государством, но и с высшими учебными заведениями, студентами и работодателями".
Необходимо отметить, что среди профессионального сообщества, которое занимается обеспечением качества, существуют достаточно серьезные расхождения во взглядах на то, какими должны быть отношения между высшими учебными заведениями и теми, кто осуществляет внешнее оценивание их деятельности.
Анализируя европейскую практику оценивания качества образования, специалисты отмечают, что в основном, агентства, занимающиеся аккредитацией программ или образовательных учреждений, придерживаются той точки зрения, что внешнее обеспечение качества - это, в основном, "защита потребителя", которая требует установления четкой дистанции между агентством по обеспечению качества и высшим учебным заведением, работу которого оно оценивает.
Поскольку в Украине, в отличие от развитых европейских стран, практики обеспечения качества образования путем участия в этом процессе независимых аккредитационных агентств не существует, успешное внедрение такой практики, по заключению специалистов Национального института стратегических исследований, должно проходить в несколько этапов, в частности законодательно-нормативного обеспечения деятельности аккредитационных агентств, создания и начала деятельности таких агентств, а также контроля их деятельности.
Напомним, с целью стимулирования повышения качества и конкурентоспособности отечественного образования, в конце прошлого года Министерством образования было утверждено Положение о национальной системе рейтингового оценивания деятельности высших учебных заведений.
Согласно положению, управление национальной системой рейтингового оценивания будет осуществляться Министерством образования, а организационное обеспечение - Институтом инновационных технологий и содержания образования и высшими учебными заведениями.
Справка: Национальный институт стратегических исследований подчинен Президенту Украины и определен базовым научно-исследовательским учреждением аналитико-прогнозного сопровождения деятельности главы государства.
Полный текст аналитической записки Национального института стратегических исследований при Президенте Украины "Европейский опыт для создания эффективной системы контроля и оценивания качества высшего образования в Украине"
Освіта.ua
03.04.2012