![]() |
Образование – это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили. По крайней мере, таковы печальные реалии отечественного образования |
Украинские реалии введения Болонской системы
Не секрет, что многие (если не большинство) молодых людей идут в ВУЗы не с целью получить навыки для работы по специальности, а с целью получить диплом. А что делать с дипломом – это уже как Бог даст.
Достаточно сказать, что на работу в столичные элитные бутики принимают, как правило, девушек до 30 лет, но именно с высшим (!) образованием. Это лучшее свидетельство деградации образовательной системы в Украине, ибо работодатели считают, будто человек, окончивший среднюю школу, с обслуживанием VIP-клиентов не справится.
Но дополнительной проблемой для отечественного образования стало активное внедрение Болонской системы "по-украински". Если обобщить, то с одной стороны это приводит к разрушению советской образовательной школы и девальвации ее наработок и ценностей, а с другой – к примитивизации учебных программ. Но главное – это формализм, присущий украинскому варианту Болонской системы. Разберем эти проблемы подробнее.
Во-первых, Болонская система вводится у нас половинчато. Ее основная характеристика – тесты при поступлении в ВУЗы и стобальная система оценивания. А вот с более материально затратными составляющими европейского подхода к образованию в Украине серьезные проблемы. Так, пустым звуком осталось обещание дать студентам возможность стажироваться за рубежом. Точнее, стажироваться можно… но за свои деньги. Да еще и согласовывать это все надо с соответствующими инстанциями в университетах, дабы от отечественной образовательной программы не отстать. Студентам также не была предоставлена возможность самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели бы изучать факультативно, и преподавателей, которые бы их вели. На практике было введено несколько предметов на выбор. Вот только выбор этот делает не студент, а… деканат.
Во-вторых, Болонская система стала тормозом для углубленного изучения дисциплин. Теперь студенту нужно просто набирать баллы. Для этого же не надо долго вникать в учебную проблему, часами сидеть в библиотеках и штудировать учебники. Достаточно скачать реферат в Интернете, выступить и получить "заслуженные" баллы, которые после суммируются и являются „показателем” (правда, очень сомнительным) успешности студента в постижении наук. Если обобщить, Болонская система стимулирует не знания, а активность студентов на парах, что отнюдь не означает хорошее усвоение материала и получение системных знаний.
По сути, введение Болонской системы стало профанацией и суррогатом образовательной реформы. Вместо разработки новых методик обучения, технического оснащения университетов, техникумов и школ, повышения социальной обеспеченности профессорско-преподавательского и учительского состава была просто введена бальная система оценивания и скопированы этапы получения образования. Техникумы стали называться колледжами, а вместо "специалистов" ВУЗы начали выпускать "бакалавров" и "магистров".
В то же время, страна нуждается в реальных, решительных и как можно более быстрых действиях по улучшению состояния образовательной системы. Ведь от образованности кадров, которые завтра придут на работу, зависит, будет ли Украина страной современных технологий с конкурентоспособной продукцией или мы продолжим скатываться до уровня страны "третьего мира" и сырьевого придатка развитых экономик.
Первоочередной здесь является проблема привлечения новых квалифицированных кадров в систему образования. Преподавательский состав стареет: более 50% работников образовательной сферы – люди в возрасте старше 40 лет. Впрочем, неудивительно, что молодежь не рвется в педагоги, ведь состоянием на октябрь 2009 года средняя зарплата в образовании составляла лишь 1642 гривны. Причем эти данные рассчитывались с учетом зарплат министерских чиновников и руководства ВУЗов, что существенно повысило средневзвешенную цифру. Поэтому необходимо повысить престиж преподавательской работы. А для этого нужно довести зарплату работников образовательной сферы, как минимум, до уровня средней в экономике. Только так у молодых людей будет мотивация и стимул идти в педагоги. Решить же этот вопрос можно, увеличив государственные траты на образование до законодательно закрепленного уровня в 10% от валового внутреннего продукта. В последние годы на нужды образования в Украине выделялось лишь 6% ВВП.
Второй, также очень важной задачей, является улучшение материально-технической оснащенности учебных заведений. А они находятся в крайне сложном положении. Так, 20% школ нуждаются в немедленном капитальном ремонте, а еще 5% зданий находятся в аварийном (!) состоянии. Поэтому следует заняться материально-техническим обеспечением учебных заведений. Кроме проведения ремонтов, нужно также заняться оборудованием компьютерных классов, что особенно актуально для сельской местности, строительством при каждой школе спортивной площадки, а при каждом ВУЗе – спортивного комплекса. Немедленного решения требует проблема нехватки (а подчас и полного отсутствия) учебников.
Причем в высших учебных заведениях эта проблема стоит даже более остро, потому что многих книг просто нет (они не написаны) и студентам приходится пользоваться российскими аналогами, не всегда в достаточной степени соответствующими учебным программам.
Очень не хочется, чтобы отечественное образование продолжало постепенно превращаться в подобие столярной мастерской с элементами "колдовства", когда берут "дубовых", а выпускают "липовых". Безусловно, европейский опыт в образовании нужно учитывать так же, как и сохранять наработки советской школы. Вот только из обеих образовательных школ нам нужно брать лучшее, а не то, что проще и дешевле ввести.
Автор: Алексей Красноперов
Образование.ua
01.04.2010