Рейтинги университетов: мнения студентов

Как студенты оценивают полезность мировых рейтингов университетов и чего от них ожидают

Рейтинги университетов: мнения студентов

Мировые рейтинги университетов всегда были тесно связаны с ростом международной студенческой мобильности, и рейтинги QS, в частности, были разработаны с целью предоставления информации, полезной для будущих студентов. 

Так как количество просмотров сравнительных онлайн-таблиц неуклонно растет каждый год, кажется, что студенты со всего мира рассматривают рейтинги как ключевой ресурс информации при выборе учебного заведения. В ходе опроса QS World Grad School Tour, проведенного в 2013–2014 годах, чуть менее 70 % респондентов оценили сайты, предоставляющие рейтинги университетов, как «основные» или «очень важные» при принятии решения о выборе института высшего образования, и при этом только официальные сайты университетов были названы более важными Интернет-ресурсами. 

Но что на самом деле студенты думают о рейтинговых системах международных университетов? Как они используют (если вообще используют) рейтинги? Насколько расширенными и каким образом усовершенствованными хотели бы они видеть их в ближайшие десять лет? Автор опросила четырех иностранных студентов о том, что они думают о преимуществах, ограничениях и дальнейшем развитии международных рейтингов. 

Полезный инструмент начальной стадии поиска

Все четверо опрошенных студентов заявили, что они использовали международные рейтинги университетов при выборе программ обучения либо будучи абитуриентами, либо в поисках последипломного образования. Студентка из Румынии Валерия Бурдеа, которая получила степень магистра в Нидерландах и сейчас готовится к написанию докторской диссертации в Великобритании, говорит, что она считает рейтинги «эффективным методом для получения первого представления о том, какие университеты лучшие в интересующей меня сфере». 

Алия Сагандыкова из Казахстана, которая в настоящее время учится в Португалии, считает, что рейтинги – это ключевой ингредиент начала поиска, особенно если его сравнительные таблицы ориентированы на конкретную часть мира и/или отрасль знаний. «Ориентируясь на рейтинги, можно избавиться от стереотипов и начать формировать для себя более ясную картину о вузах и программах. В зависимости от доступных фильтров должна быть возможность сделать свой собственный рейтинг, состоящий из пяти лучших для вас программ». 

     

Этот более персонализированный подход, позволяющий с помощью фильтров отобрать отдельные тематические области или показать эффективность, поддерживает ее Зайн Наби, студент-пакистанец, получающий ныне степень магистра в Австралии. «Я думаю, что очень важно для будущих студентов использовать рейтинги, потому что они могут дать четкое представление о том, куда они двигаются. Да, есть много других факторов, например, цена, которые необходимо брать во внимание, но не стоит игнорировать при этом рейтинги. Очень важно для студентов узнать больше с помощью рейтингов и посмотреть, какие существуют лучшие варианты для изучения конкретного предмета в различных учебных заведениях». 

Он добавляет, что лично он был больше всего заинтересован в показателях, посвященных результатам исследований университетов, отметив, что хотя это не самое главное, что беспокоит большинство студентов, тем не менее, это приоритетно для многих. 

Калифорниец Феликс фон Вендорфф, завершающий обучение на бакалавриате в Германии, также признает важность рейтингов для будущих студентов при составлении короткого списка из «тысяч хороших университетов», которые конкурируют за право на рассмотрение. «Общество много требует от молодых людей выбрать карьеру в возрасте всего 18 лет. Но выбрать карьерную линию все же проще, чем определиться с университетом, – считает он. – И здесь рейтинги университетов предоставляют уникальную услугу: помогая абитуриентам пройти мутные воды, они являются гидом в начальном отборе интересных университетов.» 

Опасности чрезмерного доверия рейтингам

Признавая непрактичность альтернативной перспективы путешествовать по сотням сайтов или блогов отдельных университетов, студенты быстро стали признательны рейтингам за помощь при предварительном отборе. Как говорит Валерия: «Они легки для доступа и легко читаются, в том смысле, что информация хорошо представлена и позволяет эффективно сравнить университеты». 

Тем не менее, хоть эти выжимки информации имеют явные преимущества, студенты также знают об опасностях чрезмерного упрощения. «Использование рейтингов в качестве инструмента начального отбора, чтобы получить представление о том, куда подавать документы и сократить количество вариантов – это хорошо. Но часто, особенно в США, рейтинги университетов используются в качестве единственного показателя для предпочтения одного университета другому, – говорит Феликс. – Это означает, что университеты затем работают над созданием международно-известного бренда, но часто отвлекаются от того, что наиболее важно, – качества образования.» 

Зайн согласен с такой точкой зрения, отмечая, что таблицы рейтингов могут давать только частичное представление о вузах: «Данные помогают при онлайн-поиске, но никогда не дают идеального понимания реального состояния вещей». Это означает, что каждый должен копать еще глубже и пытаться понять, какая информация была – или не была – использована для составления списка. 

Этот последний тезис подхватывает Валерия, которая считает, что методология составления рейтингов может часто быть более прозрачной и эффективной: «Я считаю, что не очень понятно, как эти рейтинги создаются – на основе количества публикаций профессоров, количества их цитат, статей, которые они опубликовали, объектов университета, возможностей работы студентов после окончания учебы в соответствующем вузе или на основе других факторов». 

Возможности дальнейшего роста

Заглядывая в будущее, все четверо студентов предсказывают все более важную и влиятельную роль мировых рейтингов университетов, поскольку продолжают расти мобильность студентов и востребованность выпускников с международным опытом. 

«Национальные рейтинги будут плыть против ветра, потому что работодатели зачастую предпочитают одного сотрудника другому, если он получил образование за рубежом, особенно в странах, к которым возрастает интерес – Япония, Китай, Южная Корея и так далее. Тот, кто чувствует себя комфортно только в родительском доме или близко к нему, не сможет эффективно конкурировать в условиях глобализации экономики», – говорит Феликс. 

«И тут международные рейтинги выходят на сцену. Конечно, я мог бы сказать вам, какой университет лучше другого в моей родной Калифорнии, но я не смог бы определить это в Европе или Азии», – объясняет он. 

Опрошенные молодые люди выразили мнение, что будущее рейтингов будет перспективным в следующем десятилетии. Они предвидят появление все более сложной и обширной целевой информации для оказания помощи студентам при принятии более обоснованного решения о своем будущем. 

Так как в списках критериев потенциальных студентов лидирует пункт о трудоустройстве выпускников университета, Зайн и Алия выделяют его как аспект, по которому дополнительная информация будет особенно приветствоваться. Зайн предполагает, что этот критерий можно измерять не только по репутации у работодателей, как это сейчас делают в QS World University Rankings, но и показав данные о трудоустройстве выпускников. «Я действительно хотел бы узнать, как выпускники любого учебного заведения ценятся на рынке труда. Я хотел бы знать, как много из них получают профессиональные рабочие места вскоре после окончания учебы и скольким приходится ждать», – говорит он. 

Призывы к более сложным сравнениям

Феликс идет еще дальше, призывая к более тонкому определению роли университетов в перспективах повышения зарплаты, учитывая не только то, где оказались выпускники в конечном итоге, но и то, где они начали. «Я бы хотел знать, есть ли университет, в котором студенты, посещавшие занятия, стали значительно более успешными, чем те, кого приняли и они не посещали занятия. По крайней мере, для меня это было бы очевидным, может ли конкретный университет добавить уникальности студентам, а не просто учить их фактам... Насколько я знаю, ни одна рейтинговая организация не измеряет «добавленную ценность» студентов. Вот то, что я хотел бы измерить!», – говорит он. 

Другим ключевым элементом процесса принятия решений многими абитуриентами является, конечно, информация о стоимости и возможностях финансирования – и это то, что Валерия хотела бы включить в рейтинги. Она также предлагает более специализированную версию рейтингов для тех, кто ищет исследовательские программы: «Я полагаю, что для различных уровней обучения акценты должны быть разными. Существующая в QS методология идеально подходит для бакалавриата. Но для тех, кто заинтересован в последипломном обучении, акцент должен делаться на публикациях университетов – статьях, цитировании, а также на научно-исследовательской базе, которой располагает учебное заведение». 

Кроме того, конечно же, студенты ожидают от создателей рейтингов соблюдения высоких стандартов точности и независимости. «Главное в рейтингах – их объективность и свежесть», – подчеркивает Алия. 

Хотя опрошенные студенты многого ожидают от составителей рейтингов, в общем они относятся к ним исключительно позитивно. Их отношение к рейтингам отражает более широкое всеобщее ожидание от расширяющихся возможностей международного обучения и трудоустройства в будущем. «По мере увеличения количества больших университетов по всему миру спрос на такие рейтинги будет расти, и они станут все более и более влиятельными, – говорит Феликс. – Я не знаю, как остальные, но лично я действительно взволнован этой новой глобализацией высшего образования: бакалавриатом в Европе, магистратурой в Азии, докторской в США.»

Лаура Бриджсток, QS

QS
23.09.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Тимур
Свежесть! Так почему же вы публикуете рейтинги и статьи QS 13-14 года?