Проблемы IT-образования в Украине

Украинская IT-индустрия имеет хорошие перспективы развития. Но ее будущность напрямую зависит от тех кадров, которые придут работать в компании через год или через несколько лет

Проблемы IT-образования в Украине

О сложностях в подготовке кадров для технологичных компаний, а также о том, как стоит модернизировать современную систему IT-образования в Украине рассказал глава наблюдательного совета компании "Октава Капитал", основатель компании "Инком" и "Датагруп" Александр Кардаков.

IT-индустрия имеет существенную специфику. В отличие от других сегментов рынка она является индустрией в самом прямом смысле – производит продукты. Однако единственным ресурсом, задействованным в процессе, является интеллект тех, кто в ней работает. Соответственно, уровень и степень развития IT-бизнеса в Украине напрямую зависит от уровня подготовки кадров в национальной системе образования.

     

При этом вопрос качества подготовки студентов в украинских некоммерческих вузах уже давно остается открытым. Безусловно, мы понимаем, что сегодня им приходится работать в довольно сложных условиях: существуют проблемы с финансированием, кадрами, технической базой и т.д. Однако этот рынок уже хорошо прочувствовал на себе – что такое конкурентная борьба. Соответственно, многие вузы задумываются о повышении конкурентоспособности и улучшении качества удовлетворения потребностей своих клиентов.

Общеизвестен тот факт, что за последние 50 лет стандарт подготовки инженеров значительно изменился. И речь идет не только об устаревших программах по специальным дисциплинам. Безусловным требованием работодателей по-прежнему остается то, что студенты должны получать качественную профессиональную подготовку. Ключевым здесь является тот факт, что работодателю недостаточно наличия только теоретических знаний.

В первую очередь, компанию интересуют конкретные практические навыки. В случае инженерных специальностей, важны навыки работы с настоящим, а не только лабораторным оборудованием. Для программиста важен опыт написания реальных программ. Однако если раньше 90% внимания уделялось технической компетенции, а 10% – всем остальным: культурным, языковым, коммуникационным, умению работать в команде…. то сейчас эта пропорция значительно изменилась.

Даже те выпускники вузов, которые чудом получили качественные специализированные знания, как правило, совершенно не умеют работать в системе, проектах, где требуются навыки командного, группового взаимодействия, управления временем и проектом как таковым.

В качестве примера – когда выпускник приходит к работодателю, он попадает в корпоративную среду: человеческую и информационную. В силу того, что никто не учил его элементарным правилам бизнес-этики, он начинает резко контрастировать на общем фоне. И зачастую стоимость интеграции такого студента в корпоративную культуру, реализуемая, в том числе, через взаимодействие в информационных системах, оказывается слишком высокой.

Не задумываясь, выпускники переносят в профессиональную среду "албанский" язык, который уже успели почерпнуть, общаясь в Интернете. Часто оказывается так, что вполне справляясь со своей работой, они не умеют грамотно оформить и распространить ее результаты. Ведь никто не учит их навыкам письменного диалога и изложения. Работодатель же заинтересован в студентах, понимающих, что такое информационная культура, и обладающих соответствующими навыками.

Конечно, чтобы это исправить, сейчас придется перестраивать всю систему образования в вузах, существующую с советских времен. Вводить новые, активные методы обучения, которые уже давно используют в своей практике вузы, специализирующиеся на бизнес-образовании. Это так называемые, бизнес-симуляции и различного рода командные игры, стимулирующие студентов не только разбираться в тех или иных вопросах, но также учиться работать в коллективе.

В рамках вуза нужно создавать систему, обладающую характеристиками профессиональной среды. В этом отношении, "Информатизация" (столь опрометчиво сведенная до уровня "Компьютеризации", чего определенно недостаточно для современного вуза) позволит создать атмосферу, сходную корпоративной: выполняющую функции проектной организации, имеющую централизованные ресурсы, почтовую систему и т.д.

В этом случае уже в вузе студенты будут приучаться к правилам работы в компании и станут действительно востребованы бизнесом. Поскольку наряду с профессиональными навыками получат представление о понятии "информационная культура", принципах работы в корпоративной среде, научатся излагать мысли и вести диалог.

Особое место в такой подготовке занимают навыки "работы с наработанным" – от умения пользоваться корпоративными и патентными архивами до работы с электронными библиотеками, но в настоящее время создание вузовских (и не только вузовских) электронных библиотек сдерживается проблемами несогласованности законодательства Украины.

В этом плане перед заинтересованными участниками лежит огромный пласт работ, направленных именно на систему образования и подготовки кадров. Сейчас нужно активно заниматься не столько организационными формами, изменением механизма финансирования и организационной структуры, сколько содержанием и новым контентом образования.

Для этих целей, с одной стороны необходима поддержка со стороны государства. А с другой, активное участие, как компаний-работодателей, так и самих вузов.

ЛIГАБiзнесIнформ
11.04.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!