![]() |
MBA традиционно известна как общая степень управления, но положение начинает меняться |
Специализация бизнес программ в мире
Все чаще студенты отказываются от традиционной степени МВА в пользу MBA с уникальной специализацией, такой как авиация или футбол. Некоторые из последних программ, удививших мир бизнес-образования включают в себя МВА в области виноделия от Sonoma State University в Калифорнии и степень MBA в энергетическом секторе, предлагаемую University of Oklahoma’s Price College of Business.
Даже индустрия ритуальных услуг последовала этой тенденции: The University of Barcelona и European Federation of Funeral Services в прошлом году запустили двухлетнюю программу МВА, предназначенную для похоронных агентов.
Эти перемены происходят по мере того, как бизнес-школы пытаются дифференцировать себя на переполненном рынке MBA, говорит Ян Уильямс, председатель правления Ассоциации по развитию университетских школ бизнеса (AACSB). По данным этой ассоциации, которая наблюдала 419 школ всего мира, количество общих бизнес-программ МВА сократилось примерно на 2 процента за последние пять лет. В то же время, по тем же данным количество, специализированных программ MBA выросло на 11 процентов, с 92 до 102. Уильямс называет этот скачок "драматическим увеличением".
Одной из причин все увеличивающейся популярности специализированных программ есть ускорение карьерного роста студента в специализированной отрасли, говорит Уильямс. Например, Embry-Riddle Aeronautical University’s College of Business отправляет большое количество студентов на стажировку в компанию Boeing, а University of Nevada по своей программе Reno’s gaming management program имеет связи с казино, такими как Foxwoods и Caesars.
Специализированные программы помогают расширить понимание студентами индустрии через специальные классы и решение кейсов, которые дают видение бизнес-задач с точки зрения этого сектора.
«Школы пытаются дифференцировать самих себя, поскольку существуют сотни программ МВА», - говорит Уильямс, который также является деканом Knoxville’s College of Business Administration при University of Tennessee, который предлагает несколько специализированных программ МВА и в том числе программу, ориентированную на аэрокосмическую и оборонную промышленности.
"Если вы можете предложить часть программы, которая специализируется в определенной области и студенты не могут получить ее где-либо еще, ваша программа становится более привлекательной", - резюмирует Уильямс.
Ниже приведены некоторые из наиболее инновационных специализаций МВА, предлагаемых школами США и Европы.
Belmont University’s Massey Graduate School of Business
- Специализация: Менеджмент в музыкальной индустрии
- Год основания программы: 2003
- Контингент: 30 из 176 студентов школы
Belmont’s Massey School воспользовалась своим расположением в Нэшвилле - на родине кантри-музыки, чтобы предложить студентам программу MBA, которая откроет им дорогу в музыкальный бизнес. Студенты программы могут рассчитывать на преподавание известными деятелями музыкальной индустрии. Этой осенью, к примеру, Ларри Стессель, управляющий партнер компании Revolver Marketing Group и бывший топ-менеджер EMI Records, преподает курс под названием Стратегический маркетинг в музыкальном бизнесе. Другие курсы включают Управление активами в индустрии развлечений и Технологии в музыкальной индустрии. Большинство слушателей программы решили изменить свой род деятельности, а некоторые приходят к программе сразу после окончания колледжа, говорит Джо Александр, заместитель декана в Massey School. Sony Music, Universal Music Group, и CMT – лишь некоторые из компаний, которые приходят в школу, чтобы набрать студентов. Так как большинство студентов не имеют опыта практической работы, или изменяют род деятельности, зарплаты для этой группы, как правило, колеблются в нижней части шкалы оплаты труда обладателей степени MBA: от $25000 до $29000. "Это, как правило, молодые студенты с меньшим опытом, и они вступают на невероятно переполненный и конкурентный рынок, - говорит Александр. - Идея заключается в том, что МВА помогает им открыть двери профессии, с возможностями быстрого роста".
BEM—Bordeaux Management School
- Специализация: Алкогольные напитки
- Год основания программы: 2001
- Контингент: 20
Французская Bordeaux Management School является одним из пионеров MBA в области виноделия, и студенты этой программы теперь могут изучать как винодельческий, так и другой алкогольный бизнес в известном винодельческом регионе Бордо. Эта программа, известная с момента своего основания как MBA в области виноделия, в январе будет переименована в винно-спиртовую программу MBA. Во время почти двухлетней программы, студенты узнают все о виноградарстве, совершат винные туры и ознакомительные поездки в Австралию, Калифорнийский округ Сонома и Гонконг. Студенты изучают экономику виноделия, маркетинг вино- и спиртовых изделий, и обязаны написать диссертацию по этому вопросу. Около 90 процентов студентов уже работают в индустрии алкогольных напитков, а 80 процентов поступают из винного сектора. Компании, которые вербуют студентов на территории кампуса приезжают со всего мира. Среди них чилийская Concha y Toro, французская Château Guiraud и Vinfolio из США. После окончания обучения, студенты начинают карьеру в качестве менеджеров по экспорту, консультантов спиртных напитков и менеджеров по продажам.
Embry-Riddle Aeronautical University’s College of Business
- Специализация: Управление в авиационной отрасли
- Год основания программы: 1986
- Контингент: 157
Студенты этой программы, одной из немногих программ MBA в мире, специально предназначенной для авиакомпаний, авиационной и аэрокосмической промышленности, будут изучать весь спектр бизнес-процессов, начиная от операций авиакомпаний до управления пассажирским и грузовым терминалами. Школа предлагает две авиационно-ориентированных программы МВА: первая обеспечивает обзор всей авиационной и аэрокосмической промышленности, а вторая позволяет студентам специализироваться в конкретной области авиационной индустрии. Около половины студентов программы имеют отношение к авиационной отрасли, в то время как другая половина, как правило, приходит из гостиничного или финансового секторов. Эти программы MBA стали фаворитами среди некоторых ведущих компаний в отрасли авиаперевозок, таких как Boeing, которая недавно запустила программу стажировки совместно с бизнес-школой, направленную на ускоренную подготовку студентов к работе с полной занятостью на этом предприятии. United Airlines, Delta, Sabre, и Rolls-Royce также посещают школу, чтобы набрать студентов для работы в качестве аналитиков в своих маркетинговых и операционных департаментах. Как сообщили в школе, зарплаты выпускников колеблются в пределах от $55000 до $82000.
University of California, Los Angeles’ Anderson School of Management
- Специализация: СМИ, Развлечения и Спорт
- Год основания программы: 2007
- Контингент: 300
Голливуд - идеальное место для студентов, которые стремятся к карьере в средствах массовой информации, индустрии развлечений и спорта. Четыре года назад Anderson School создала центр и специализации, посвященные этим секторам. Такая специализация MBA дает студентам большие перспективы в своей области, а также позволяет им посещать специализированные классы на такие темы, как финансы фильма или маркетинг домашнего видео. Известные специалисты отрасли часто становятся преподавателями школы. Например, Гарри Слоан, бывший председатель и исполнительный директор Metro-Goldwyn-Mayer, преподает класс Моделей индустрии развлечений. Студенты, которые посещают эти занятия, могут ожидать вербовщиков из ведущих компаний развлечений и медиа-компаний, включая Warner Bros, Paramount, и NBC Universal. В прошлом году компания Walt Disney Co. была одним из главных вербовщиков школы, наняв шесть студентов из класса МВА.
University of Bologna’s Alma Graduate School
- Специализация: Продукты питания и вина
- Год основания программы: 2010
- Контингент: 74
Студенты этой программы поднимают свою любовь к гастрономии и винам на совершенно новый уровень, изучая два предмета в Болонье - гастрономическом центре Италии. Эта новая годичная MBA программа, преподаваемая на английском языке, дает студентам общие понятия управления, прежде чем они будут посещать конкретные классы, такие как Устойчивая Гастрономия и Туризм или Виноделие и Кухня. Студенты могут рассчитывать на изучение ключевых бизнес-процессов, начиная от распределения и розничной торговли едой и вином до вкусового анализа и оценки вин и продуктов питания. Программа ориентирована на студентов, которые хотят быть руководителями в агробизнесе, ресторанах и дистрибьюторских компаниях. Программе, едва исполнился год, но она пользуется популярностью, так как на текущий момент в школу уже поступило более 2000 запросов по поводу этой программы. Студентам не нужно иметь опыт работы в сфере продуктов питания и вина, чтобы попасть в программу, но они могут извлечь выгоду из наличия некоторого опыта в этой области перед поступлением. Более 33 процентов слушателей имеют опыт работы, а 7 процентов из них ранее изучали менеджмент в сфере продуктов питания и напитков.
ESSEC Business School
- Специализация: Бренд менеджмент люксовых брендов
- Год основания программы: 1995
- Контингент: 40-45
Какое место может быть лучше для изучения роскоши, чем Франция - колыбель моды от кутюр? Среди прочего, студенты программы могут специализироваться в таких областях, как модная одежда и аксессуары, ароматы и косметика, а также часы и ювелирные изделия. Международная дистрибуция предметов роскоши, бизнес предметов роскоши, потребительское поведение и коммуникации - примеры типичных классов, предлагаемых программой. Студенты общаются с вербовщиками от высококлассных люксовых брендов, таких как Christian Dior Couture, Группа LVMH, Estee Lauder, и Calvin Klein – такие компании часто нанимают выпускников. Прием осуществляется на конкурсной основе, так как только один из четырех заявителей проходит конкурс и зачисляется в школу. Около 50 процентов студентов имеют опыт в этой области, а остальная половина меняет сферу деятельности. Из выпускников 2011 года, около половины все еще искали работу через два месяца, говорят в школе. Но терпение окупится при настойчивом поиске, в прошлом году через девять месяцев около 90 процентов выпускников 2010 года получили работу в секторе люксовых брендов.
University of Liverpool’s Management School
- Специализация: Футбол
- Год основания программы: 1997
- Контингент: 27
Любители спорта, заинтересованные в управленческой стороне футбола должны поступать на MBA программу футбольной индустрии University of Liverpool, чтобы преуспеть в этой конкурентной отрасли. Студенты посещают такие классы, как Управление в футболе, Футбол и Закон, и Управление спортивными операциями. Конечной целью является получение работы в футбольной индустрии, будь то футбольный клуб, руководящий орган, или медиа-компания. Союз европейских футбольных ассоциаций, SportFive и Футбольный клуб Ливерпуля каждый год посещают студенческий городок для набора студентов. Из-за относительно небольшого размера футбольной индустрии, выпускникам часто требуется некоторое время, чтобы найти идеальную работу. Около 40 процентов выпускников находят работу в течение трех месяцев после окончания. Большинство студентов меняют род деятельности, и школа получает 110 заявок в год, из которых 30 процентов принимаются на обучение.
University of Nevada, Reno’s College of Business
- Специализация: Менеджмент игорного бизнеса
- Год основания программы: 1996
- Контингент: 5-15, в зависимости от года
The University of Nevada сформировал себе нишу своей программой менеджмента игорного бизнеса. Эта программа выросла из Института по изучению Азартных и коммерческих игр при бизнес-школе. Большинство студентов не являются теми, кто решил сменить род деятельности, вероятно, потому что игровая индустрия в Северной Неваде, где расположена школа, была слабой в последние десять лет, говорит Билл Эдингтон, директор института и профессор бизнес-школы. Школа предлагает около шести курсов в год, ориентированных на решение таких вопросов как менеджмент казино, регулирование игровой отрасли и вопросы государственной политики, которые влияют на азартные игры. Недавние выпускники MBA программы заняли исполнительные или руководящие должности в Foxwoods, Caesars, Wynn Resorts, а также в различных индейских казино по всей территории США. Некоторые из выпускников сделали выдающуюся карьеру в этой индустрии. Например, Ван Кзион – выпускник 2004 года, в настоящее время является директором Центра по изучению лотереи в Китае при Пекинском университете – главным консультативным лицом по азартным играм в Китае.
University of Oklahoma’s Price College of Business
- Специализация: Энергетика
- Год основания программы: 2009
- Контингент: 100
The University of Oklahoma предлагает студентам программы энергетического менеджмента с 1958 года, но только недавно было принято решение сделать энергетическую специализацию для студентов MBA. Стратегическое расположение программы делает ее идеальным местом для МВА студентов, которые хотят начать карьеру в энергетической отрасли. Оклахома является третьим по величине производителем газа и пятым по величине производителем сырой нефти в США. Обязательные классы для студентов МВА включают программы: Учет и регулирование в энергетике, Энергетические активы и товары. Около половины студентов имеют опыт работы в области энергетики, хотя это и не является обязательным требованием. Некоторые компании энергетического бизнеса набирают на работу студентов, включая ExxonMobil, Chesapeake Energy и ConocoPhillips. Как заявили в школе, около 80 процентов выпускников могут найти работу в течение трех месяцев после окончания со стартовой зарплатой от $75000 и $100000.
Rutgers Business School
- Специализация: Фармацевтический менеджмент
- Год основания программы: 2000
- Контингент: 30
Поскольку Нью-Джерси является основным фармацевтическим центром США, в Rutgers Business School десять лет назад решили предложить программу MBA в области фармацевтического менеджмента. Эта специальность становится все более популярной с ростом медицинской индустрии. Сегодня программу посещают 30 студентов (в 2009 году - 22). Эта программа имеет тесные связи с основными медицинскими компаниями, включая Johnson & Johnson, Bristol-Meyers Squibb и Quest Diagnostics, которые регулярно посещают школу с целью найма. Студенты программы изучают все, начиная от менеджмента фармацевтических продуктов и маркетинговых исследований до юридических, нормативных и этических вопросов отрасли. Студенты этой специализированной программы имеют больше шансов найти работу, чем слушатели традиционной MBA: трудоустройство фармацевтических специалистов на 10 процентов выше, чем других студентов, и многие устраиваются менеджерами по продуктам и старшими финансовыми аналитиками. Еще более обнадеживающие данные говорят о том, что более 90 процентов выпускников находят работу в течение трех месяцев после окончания. Средняя зарплата выпускников составляет около $90 000, при среднем подписном бонусе - $ 15000.
Queen Margaret University
- Специализация: Гостиничный бизнес
- Год основания программы: начало 1990-х
- Контингент: 30-40
Queen Margaret University в Шотландии был основан в 1875 году как Кулинарная школа в Эдинбурге, что явилось частью викторианского движения по открытию дополнительных возможностей для женщин в университете. И 125 лет спустя школа пронизана духом гостеприимства, и ее гостиничная программа МВА является результатом этого наследия. Студенты программы слушают типичный курс MBA, который дополняется такими курсами, как Вдохновляющее лидерство в гостиничном бизнесе и Глобальные проблемы и вызовы, стоящие перед гостиничными менеджерами. Начальная зарплата для выпускников составляет около $50000, но может быть и выше, в зависимости от страны и конкретных условий работы.
Sonoma State University
- Специализация: Винный бизнес
- Год основания программы: 2009
- Контингент: 32
Изучение винодельческого бизнеса в сердце Калифорнии, славящейся своими винными традициями это мечта ценителей вина. Двухлетняя программа MBA в области виноделия, предлагаемая Sonoma State является первой программой в США, сосредоточенной на деловой стороне этой индустрии. Она была создана в ответ на спрос со стороны винной отрасли, требующей грамотных руководителей и менеджеров. Во время вечерних занятий студенты изучают такие предметы, как стратегия винного бизнеса, предпринимательство в виноделии, и управление цепочками поставок вина. Большинство студентов уже работают в винодельческой отрасли и используют эту программу для карьерного роста. Школа работает в тесном сотрудничестве с такими известными винодельнями как Benziger Family Winery, Jordan Vineyards & Winery и Constellation Brands, которые набирают на работу многих слушателей программы. Выпускники могут рассчитывать на должности бренд менеджеров, финансовых директоров, гостинично-ресторанных менеджеров с зарплатой от $60 000 до $100 000.
University of Tennessee Knoxville’s College of Business Administration
- Специализация: Аэрокосмическая индустрия и оборона
- Год основания программы: 2004
- Контингент: 28
Этой программе MBA в аэрокосмической и оборонной области содействуют такие компании, как Lockheed Martin, Boeing, и Delta, которые обычно направляют сюда своих перспективных инженеров, менеджеров по поставкам, а также сотрудников маркетинга и продаж. Студентам программы не читают лекции по конкретным аэрокосмическим и оборонным вопросам, говорит Эндрю Уайт, директор программы. Программа структурирована как типичная МВА, которую преподносят в контексте аэрокосмической и оборонной деятельности, говорит он. Студенты решают кейсы в этих областях на большинстве своих семинаров и обсуждают применение лучших бизнес-практик в аэрокосмической и военной отрасли. Занятия имеют международный уклон, и студенты должны провести 10 дней за границей, изучая иностранные компании в этих отраслях. Последний раз студенты посетили Бразилию. Выпускники обычно получают зарплату около $120 тысяч, возвращаясь к своей прежней работе после завершения программы.
Автор: Элисон Дамаст
Ссылки по теме:
Bloomberg Businessweek
28.11.2011