![]() |
Руководители ведущих бизнес-школ Украины размышляют о кризисе с позиций бизнес-образования |
Ответы бизнес-образования на вызовы кризиса
Очевидно, что самый острый кризис, который сейчас переживает Украина, – политический. На него накладываются экономический и демографический. Количество населения страны постоянно уменьшается, оно стареет, а значит, на рынок труда не придут несколько миллионов человек.
Подобное наложение разных видов кризиса стало причиной той острой ситуации, в которой сейчас оказалась Украина. Такое мнение выразила декан школы бизнеса «КИБИТ» Елена Яковлева и пояснила: «Кризис – это ситуация, в которой невозможно решать новые задачи существующими старыми методами».
Если же говорить об экономике, то вице-президент Международного института бизнеса Юрий Зеленин считает, что, лучше все-таки употреблять термин «сложная экономическая ситуация», так как слово «кризис» имеет крайне негативный оттенок, который влияет на человеческую психику и, в свою очередь, усиливает панические настроения.
Для многих топ-менеджеров, которые это понимают, текущие экономические трудности являются шансом вывести свою компанию на новый уровень развития, увидеть новые возможности вместо того, чтобы действовать по шаблону «как все».
Что такое кризис
Выражаясь простым языком, кризис на макро- и микроэкономическом уровне заключается в том, что из-за влияния внешних факторов привычные схемы, связи, правила перестают работать на прежнем уровне эффективности, из-за чего происходит перекос между доходной и расходной частями бюджета в сторону последней.
«Чем сложнее система, тем она менее гибка и тем труднее ей приспособиться к внезапно изменившимся условиям. Поэтому экономике в целом и крупным компаниям в частности выходить из кризиса намного сложнее, чем малому и среднему бизнесу», – уверен вице-президент МИБ.
Академический директор Эдинбургской бизнес-школы Восточной Европы Наталья Кривда рассматривает кризис, как и любой переломный момент, с двух сторон. С одной стороны, это окончание предыдущего периода, завершение некоего цикла – более мягкое или жесткое. С другой стороны, это всегда открывающиеся возможности. Иногда люди их не видят, находясь внутри процесса, не понимают, что кризис действительно открывает какие-то новые двери, новые направления.
Очень часто реакция на кризис напоминают попытку сравнить круглое и красное. Во время кризиса, образно говоря, заканчивается «красный» период и начинается «круглый», хотя можно подумать, что будет «черный» или «зеленый». Т. е. происходит фундаментальное изменение направления движения.
Кризис – это всегда точка бифуркации – развилка, когда необходимо выбрать новое направление движения. Но это еще и личностное испытание: это не только процессуальные изменения, но еще и переоценка себя, возможностей своей компании, своих ресурсов.
«Нынешний кризис, скорее всего, откроет нам новые рынки, новые возможности, новые отрасли. Думаю, что будет очень востребована творческая, креативная составляющая любого бизнеса. Кризис станет социальным и бизнес-лифтом для людей, которые в обычных условиях не могут проявить себя, но вдруг окажутся на поверхности, потому что проявят инициативу, смелость и последовательность в осуществлении своих решений», ‑ предполагает Наталья Кривда.
В том, что уходит время сиюминутных специалистов, удобных людей, специалистов широкого профиля и приходит время профессионалов, уверена и Елена Яковлева.
Она видит положительный момент происходящего в том, что кризис довольно быстро сметает то старое, что не проходит испытание временем. По словам декана ШБ «КИБИТ», в результате кризиса общество получит массу новых возможностей. Жизнь не остановится: десятки миллионов людей каждое утро будут пить кофе, вести детей в школу, проведывать родителей, ходить в церковь, бизнес будет продолжать жить, и все обязательно изменится к лучшему.
Бизнес-образование и кризис
Бизнес-образование пользуется спросом всегда. В этом уверена президент МИМ-Киев Ирина Тихомирова. И это легко понять: когда наступает кризис, у людей появляется возможность учиться, так как они теряют работу, но верят, что за спадом придет рост экономики, и они станут востребованными. В то же время люди, которые работают, также идут учиться, стремясь повысить свою ценность на рынке труда в условиях усиления конкурентной борьбы.
В период кризиса, когда обесцениваются деньги, когда за неделю валюта может потерять 10 % своей стоимости, инвестиции в себя, в свои знания и профессионализм останутся навсегда и принесут свои дивиденды в отличие от покупки автомобиля, ценность которого со временем снижается.
Кроме того, бизнес-образование имеет и некую психотерапевтическую роль. Потому что когда человек учится, он думает о будущем, а когда он думает о будущем, то все-таки строит это будущее, закладывая его основы.
В ответ на кризис бизнес-образование изменяет свои программы: их содержание, формат проведения и доступность. Обновленные под ситуацию знания очень нужны, потому что экономическая ситуация требует от людей быстрой реакции, быстрой перестройки, и в соответствии с этим актуализируется содержание программ – они становятся еще более практичными.
«В период кризиса люди менее склонны к продолжительным проектам. Сейчас участникам сложно решиться не только на изучение 2-летней программы, но даже и 9-месячной. Поэтому содержание программ сокращается. И это влияет на цену. Они становятся более доступными», ‑ говорит президент МИМ-Киев.
Но не следует возлагать на бизнес-образование роль абсолютной панацеи. Это возможность, ящик с инструментами, с помощью которых бизнесмен должен сам провести анализ и принять решения.
«Никто не может научить человека принимать правильные решения, но хорошее бизнес-образование всегда даст инструментарий, технологии, нормы, которые помогут это решение принять», ‑ считает Наталья Кривда.
Что предлагают бизнес-школы
Эдинбургская бизнес-школа Восточной Европы. В период кризиса очень актуальны такие темы, как change-менеджмент, управление людьми в состоянии стресса, все они ‑ важная составляющая обновленных программ. Нужно быть готовым к тому, что новые – центрально-европейские рынки откроются для Украины, и поэтому Эдинбургская бизнес-школа начинает серию семинаров по обучению предпринимателей малого и среднего бизнеса на тему «Как работать на Западе». Будут рассматриваться успешные кейсы о том, как украинские компании работают в Европе. Бизнес-школа попытается распространить этот опыт на тех, кто хочет развиваться в этом направлении.
МИБ запустил новую программу «General MBA» для молодых управленцев и собственников бизнеса. На некоторых учебных курсах этой программы акцент будет смещен в сторону антикризисного управления компанией. Кроме того, МИБ организовал площадку для коммуникации аудитории с экспертами из разных отраслей бизнеса, куда могут бесплатно приходить все желающие. Эксперты проводят мастер-классы, на которых делятся интересными нестандартными идеями организации своих бизнес-процессов в нелегкие времена, рецептами успеха, вовлекают слушателей в обсуждение, и, как результат, происходит генерация новых интересных бизнес-идей.
МИМ-Киев. Бизнес-школа обновила все программы, и все они дают ответ на вопрос «Как бизнесу жить в новых условиях». Очень важная составляющая этих программ – адаптация стратегии, ответы на вопросы «Как быть с тактикой?», «Каким должен быть маркетинг?» и другие. Кроме того, МИМ запускает новую программу «Управление эффективностью». Это управление компанией в разрезе операционного менеджмента и бизнес-процессов. Это ответ бизнес-школы на кризис, на вопрос «Что предприятию делать в период кризиса?».
КИБИТ запускает программу «MBA-предпринимательство», которая содержит ответ на вопрос, что делать бизнесу в ситуации турбулентности.
Как бизнесу остаться в игре?
Чтобы продолжать эффективно работать в сложные экономические времена, вице-президент МИБ Юрий Зеленин рекомендует всегда действовать «на опережение». Нужно успеть вовремя сбалансировать доходы и затраты. Для поддержания доходной части бюджета обязательно требуется удержать своих клиентов, создав некую программу лояльности, например, улучшив для них график рассрочки платежей, зафиксировав валютный курс или согласиться с ними на бартерные условия сделок.
В трудные экономические времена становится очень актуальным привлечение дополнительного финансирования со стороны, которое сейчас называется модным словом «фандрайзинг». Возможно, придется пойти на временные непопулярные меры: фиксирование заработной платы и поощрительных выплат (при этом выплата бонусов за выполнение показателей объема продаж сокращаться не должна), увольнение низкоэффективного персонала и перераспределение функций среди существующих сотрудников, оптимизацию бизнес-процессов с целью роста их эффективности, бартерные условия сделок и, наконец, так называемые неденежные формы финансирования расходной части бюджета компании (in-kind contribution).
В сложные времена есть альтернатива ‑ сокращать ставшие «лишними» ресурсы и процессы или искать новые возможности для развития компании. Поэтому многое зависит от жизненной философии и мировоззрения управленческой команды, от того, какой путь будет выбран, ведь кризис, как правило, «начинается в собственной голове».
К сожалению, многие идут по более простому пути: «упали доходы ‑ сокращаем затраты». Но во многих случаях это равнозначно тому, чтобы резать курицу, несущую золотые яйца. Для успешных и мудрых менеджеров так называемый «кризис» ‑ это всего лишь изменение рыночных условий, к которым нужно приспособиться и из которых нужно извлечь максимальную выгоду.
Юрий Зеленин уверен, что для тех компаний, которые пережили мировой кризис 2008 года, нынешняя трудная экономическая ситуация является не кризисом, а скорее трамплином для взлета.
Как открывающиеся возможности рассматривает кризис и президент МИМ-Киев Ирина Тихомирова. Кризис ‑ это возможность изменить маркетинговую политику, расширить и изменить продуктовую линию, в период кризиса можно попробовать делать то, что не делал раньше. В такой период желание меньше тратить не должно перевесить понимание того, что нужно больше зарабатывать. А для того, чтобы больше зарабатывать, нужно искать нечто иное – не то, что было всегда. Поэтому кризис должен усилить инновационную модель мышления – подтолкнуть делать то, что не делал еще никто. Побеждает всегда тот, кто отличается от других. А для этого бизнес должен быть более инновационным.
Декан ШБ «КИБИТ» Елена Яковлева констатирует, что украинский бизнес привык инвестировать в админресурс, в связи, в нужных людей. Это неправильно. Вкладывать в админресурс и особенно в такие периоды турбулентности убыточно. Инвестировать нужно в себя, в свое обучение, в понимание процессов, которые происходят, чтобы быть не внутри процесса, а суметь взглянуть на него со стороны.
«В период кризиса важно научиться расставаться с прошлым. Если мы относимся к своему бизнесу, как к детищу, то это особенно больно. Нужно научиться закрывать те виды бизнеса, которые нерентабельны, и активно искать новые пути. Сказать, что это сложно, – не сказать ничего, потому что кризис вызывает в человеке глубинные изменения. Решения принимаются на уровне личности: «Что я скажу людям, которых должен уволить?», «Как я буду смотреть в глаза им и их семьям?», «Где я возьму необходимые ресурсы?». Это серьезные психологические испытания, которые человек должен пройти, и это очень и очень сложно», ‑ говорит Наталья Кривда.
Она считает, что бесконечная критика, которую мы слышим сегодня в адрес бизнесменов и государственных деятелей, неконструктивна. В нынешней ситуации общество должно смириться.
«Наше покаяние должно нам помочь затянуть пояс потуже и пытаться работать. Примером может служить Япония, разрушенная Второй мировой войной, где в обществе пришли к соглашению самоотверженно работать без выходных до середины 50-х годов, ‑ считает Наталья. ‑ Из личного опыта могу предложить разделить реальные проблемы, которые нас окружают, и наше отношение к ним, потому что часто проблема не так страшна, как переживания по ее поводу».
Подготовил Павел Петриченко, Освіта.ua
Освіта.ua
03.12.2014