Какое образование необходимо управленцу?

В основе кросс-дисциплинарных знаний руководителя должно лежать философское образование

Какое образование необходимо управленцу?

На первый взгляд может показаться, что руководитель предприятия должен иметь экономическое образование. Ведь от него ждут, прежде всего, экономических результатов. Но так ли это на самом деле? Практика показывает, что многие успешные руководители, не получив экономического образования, не ощущали в связи с этим затруднений: отсутствие экономического образования не влияло на успешность их карьеры и бизнеса.

Так, директор по развитию Coca-Cola Hellenic Ukraine Владимир Чобан, который в качестве первого высшего образования окончил факультет радиотехнических систем, говорит, что отсутствие базового экономического образования не отразилось на его успешности в компании, поскольку экономика ‑ это всего лишь одна из компетенций менеджера управленца.

И таких примеров очень много. В связи с этим мнением Владимира возникает вопрос: каковы тогда компетенции руководителя и кем по сути является управленец?

Директор МВА-программ Киево-Могилянской бизнес-школы Владимир Павелко рассматривает управленца как творца, творца своего видения, каким образом может управляться компания. Руководитель ‑ это человек, который может отодвинуть ментальные рамки, которые навязываются определенными ограничениями в нашей бизнес-среде, может выйти за эти рамки и создать новый образ будущей компании.

Суть работы управленца, кроме умения создать видение и образ будущей компании, состоит не столько в решении проблем, сколько в создании команд для решения этих проблем. Это ключевая компетенция руководителя сегодняшнего уровня.

Обычно управленцы на предпринимательском этапе развития предприятия сами решают проблемы, стоящие на их пути. «Мы же говорим о системном управлении – это когда топ-менеджер не касается операционной деятельности самостоятельно. Он ее понимает, контролирует и развивает, но при этом создает команды, которые способны решать эти проблемы на профессиональном уровне. В этом и состоит основная суть деятельности руководителя: принятие решений, не прямое влияние, а влияние через организацию – через создание команд, которые взаимодействуют между собой в целях решения этих проблем. Это и является, на мой взгляд, одной из ключевых компетенций управленца. И по статистике, такой компетенцией обладает очень небольшая часть руководителей», ‑ считает Владимир Павелко.

По его мнению, любой управленец выполняет одну единственную функцию – принимает решения. И при принятии решений он должен системно предвидеть, к чему это приведет и на что это повлияет. Это не прямая причинно-следственная связь – это более широкое понимание взаимосвязи с другими бизнес-системами. «Принимая решение стать лидером рынка, мы работаем не только со своей организацией. При принятии этого решения мы работаем со своими поставщиками, партнерами и даже с конкурентами», ‑ объясняет директор МВА-программ kmbs.

В то же время вице-президент Международного института бизнеса Юрий Зеленин считает, что руководитель как центральная фигура в компании в идеале должен соблюсти интересы всех сторон, заинтересованных в ее деятельности: собственников, сотрудников, партнеров, клиентов, СМИ, государства, и, в результате, общества в целом.

Успеха здесь добивается лишь тот руководитель, который сможет наиболее гармонично сочетать в себе следующие компетенции: функциональные (такие, как знание важнейших аспектов финансов, маркетинга, продаж); управленческие (например, менеджмент и лидерство); личностные (такие, как харизма, высокий эмоциональный интеллект, развитая интуиция).

По мнению Юрия Зеленина, первое экономическое образование, как правило, усиливает лишь теоретические аспекты функциональных и в небольшой степени управленческих компетенций. Поэтому некоторые топ-менеджеры смогли достичь успехов, порой, не имея экономического образования. Это могло произойти благодаря врожденным высоким управленческим и личностным качествам.

В связи с этим Владимир Павелко рассказал следующее: «Недавно я вернулся из Польши, где мы были с нашими выпускниками и рассматривали феномен экономического прорыва этой страны. И там мы встречались с Лешиком Бальцеровичем, который был признан одним из самых успешных реформаторов Европы прошлого столетия. Он перевел Польшу с постсоветской экономики на рыночную. И на вопрос, какие главные экономические успехи или знания необходимы, чтобы двигать государство вперед, он сказал, что главные экономические вопросы – не экономические».

Если экономику ставить во главу угла, то это ни к чему не приведет. Во главе угла в первую очередь должна стоять идея и корпоративная культура организации, а экономика – это один из методов достижения результата. Экономика не пригодилась, так как раньше учили формулам и экономическим моделям без понимания более системных связей, лежащих в основе этой системы, которая взаимодействует с социальной, политической и с другими бизнес-системами. Владимир уверен, что экономика ‑ это всего лишь один элемент из всего многообразия, которым приходится управлять топ-менеджеру.

По его словам, экономическое образование необходимо точно так же, как и понимание социальных систем, бизнес-законов, политических вопросов. Это такой конгломерат субсистем, которые постоянно взаимодействуют между собой. Экономическое образование, конечно же, нужно, но оно не является определяющим. На протяжении веков было доказано, что управленец должен обладать кросс-дисциплинарными знаниями. Именно на стыке различных наук возникают те необходимые знания, которые практически нужны в современной среде.

Это мнение подтверждает и финансовый директор Хонда Украина Игорь Бойко, который сам оканчивал факультет иностранных языков: «На самом деле экономическое образование ‑ это просто ступенька… У меня есть некоторый опыт и в кадрах, и в администрировании, и в продажах. Сейчас, например, будучи финансовым директором компании «Хонда», я отвечаю и за информационные технологии, и за юридическую практику, кадры и общее администрирование».

Тогда возникает вопрос: какое образование необходимо руководителю? «Прогрессирующее, предполагающее постоянное обучение, ‑ убежден Владимир Павелко. ‑ Ни в коем случае не статичное и не однобокое, т. е. только экономическое или финансовое или математическое. Управленцы должны изучать кросс-дисциплинарные моменты. Но если говорить о том, что лежит в основе всего этого, то, на мой взгляд, в первую очередь управленцу нужно философское образование. Потому что философия – это та основа, на которую можно системно уложить необходимые знания других дисциплин: философия является первоисточником».

Владимир предлагает доказательства: если посмотреть на самых успешных людей сегодняшнего мира: Джорджа Сороса, Уоррена Баффета и других, то Джордж Сорос, например, говорит, что в основе его бизнес-стратегий лежит философия Карла Поппера. Если же вспомнить о древних веках, то завоевателями мира были воспитанные на аристотелевской и платоновской философии личности: тот же Александр Македонский и так далее.

Там, где рассматривается идея, бизнес-идея, философия является основой. Все остальное – финансовое, математическое, кадровое и другое образование – является уже субсистемой, которая должна лечь в основную систему для того, чтобы руководитель мог управлять.

Вице-президент МИБ Юрий Зеленин констатирует, что на смену стандартному вузовскому экономическому образованию пришли программы МВА, разработанные по западным стандартам. Именно программа МВА стала палочкой-выручалочкой для современных управленцев, ведь она эффективно решает задачу гармоничного развития всех трех типов ключевых компетенций руководителя (функциональных, управленческих и личностных). Каждый, кто приходит на курс такой программы, находит в ней полезное именно для себя, именно там, где у него не хватает компетенций.

Например, топ-менеджер со стажем может получить целостную картину всех бизнес-процессов, диагностировать источники возникновения хронических проблем и выявить пути их ликвидации. Бизнес-образование даст ему практические ответы на нерешенные вопросы. Менеджер среднего звена будет «тянуться» за более опытными одногруппниками, раздвигая рамки восприятия своей узко функциональной сферы до понимания особенностей деятельности всех подразделений компании. Он, наконец, начнет понимать, что предыдущие конфликты между, например, финансистами и маркетологами были возможны лишь из-за узости их взглядов и отсутствия понимания общей цели деятельности компании.

Но далеко не каждая программа MBA будет давать ту возможность, которая необходима управленцу, считает Владимир Павелко: «Если говорить об MBA в kmbs, то здесь мы подходим с точки зрения Generalistic Approach, т. е. рассматриваем компании как целостные организмы, как целостную систему и изучаем взаимодействие, взаимосвязи в этом целостном организме всех необходимых функциональных вещей которые, опять-таки, развивают основную философскую идею, которая закладывается при создании и ведении бизнеса. Без философской идеи все остальные практические шаги будут только кратковременными. Никакой долговременной стратегии развития создано быть не может».

Владимир Павелко говорит, что в Киево-Могилянской бизнес-школе вы никогда не получите диплом MBA, если не будете соответствовать требованиям к руководителю по сути: «При наборе из всех желающих учиться мы отсеиваем 30-35%, а те, кто хочет просто заплатить и получить диплом, не зачисляются. В процессе обучения еще 30‑35 % участников не доходят до конца по разным причинам и в том числе из-за жестких требований. И уже если человек получает наш диплом, то это определенный фундамент, определенный старт на всю жизнь, определенная долгосрочная инвестиция, которая дает управленцу возможность развиваться. MBA – это определенный знак качества, но не панацея и не спасение на всю оставшуюся жизнь».

Юрий Зеленин также убежден, что MBA – не панацея: «Есть люди, которые наивно полагают, что, если они будут иметь на руках диплом МВА, их карьерный рост «автоматически» пойдет вверх и зарплата существенно увеличится. Да, это возможно, но лишь при условии, что у человека имеется четкое и ясное видение того, чего он хочет от жизни, а также несгибаемое намерение добиться цели действием. Сам диплом МВА при этом является не более чем неким символом, дающим человеку дополнительные импульсы уверенности: «Я смог ответить на вызовы, поставленные передо мной на курсе программы, я справился самым лучшим образом, значит, мне под силу и более серьезные задачи». Только реальные знания, полученные на курсах программ МВА, являются той самой важной ценностью, которую ищут будущие слушатели программы, и которая через некоторое время в десятки, сотни раз превзойдет стоимость самого обучения».

Финансовый директор Хонда Украина Игорь Бойко, выпускник International MBA от МИБ, ‑ еще один человек, который считает, что бизнес-образование не является страховкой от всех бед: «Это просто расширенный взгляд на этот мир, на влияние бизнес политики, экономики, социальной, технологической сфер. И бизнес-образование, и в частности MBA, дает просто более широкую картинку взгляда сверху и более системное восприятие того, что происходит. Пройдя этот курс, проще принимать решения».

А директор по развитию Coca-Cola Hellenic Ukraine Владимир Чобан делает вывод, что его карьера складывается не потому, что у него есть диплом MBA, а потому, что знания, которые он получил, применимы, и он может довольно грамотно ими пользоваться.

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
07.11.2015