Из чего складывается стоимость MBA?

Руководители украинских бизнес-школ рассказывают о факторах, определяющих стоимость программ MBA

Из чего складывается стоимость MBA?

Стоимость программ MBA в Украине может значительно варьироваться в зависимости от статуса бизнес-школы, продолжительности программы и ее конкретной специфики. Например, стоимость программы двойного диплома MBA Международной бизнес-школы «NIKLAND» в партнерстве с американским университетом и продолжительностью 14 месяцев составит около 80 000 гривен, а стоимость программы General МВА продолжительностью 18 месяцев в Школе бизнеса КИБИТ составит 86 700 грн. Программа kmbs Executive МBА длительностью 21 месяц обойдется участникам в 215 000 грн, в то время как программа Executive МBА продолжительностью 22 месяца в бизнес-школе МИБ будет стоить 177 000 грн. Несмотря на то, что стоимость программ может отличаться в разы, на ее формирование влияет небольшое количество факторов, главным из которых чаще всего является оплата труда преподавателей, предоставляющих интеллектуальную составляющую программы.

Определяющие факторы

Вице-президент по академическим программам бизнес-школы МИБ Ольга Карпова говорит, что большую часть стоимости программы составляет зарплата штатных и приглашенных преподавателей. «Оплата преподавателей составляет около 60% стоимости программы. Кроме того, на программы MBA выделяются значительные ресурсы. Например, все слушатели программы Executive MBA обеспечиваются личной библиотекой. Под каждый курс мы покупаем основной учебник и передаем его слушателю навсегда. Преподавательские авторские материалы также передаются слушателям. Помимо этого, бизнес-школа обеспечивает доступ слушателей к различным электронным библиотекам, периодике, профессиональной прессе, что также влечет за собой расход ресурсов».

Цена на интеллектуальный продукт во многом формируется под влиянием того, что предлагается на рынке – каких преподавателей бизнес-школа может себе позволить.

«Рынок уже предлагает какую-то определенную взвешенную цену. Продукт, который позиционируется в высшем сегменте, среднем и более дешевом, ‑ говорит декан Школы бизнеса КИБИТ Елена Яковлева. ‑ В принципе, ценообразование не сложное, поскольку рынок коротких программ: семинары, тренинги, мастер-классы, в принципе, определяет стоимость часа такого интеллектуального продукта.

В стоимость также входит составляющая новизны в программе, поскольку информация, которую слушатель получает в аудитории, не должна быть старше пяти лет. «Это очень свежая информация. Преподаватели несут в аудиторию те знания, те новинки, которые только начали реализовываться на рынке. Поэтому новизна является составляющей ценообразования», ‑ подчеркивает Елена Яковлева.

Наталья Науменко, директор Международной бизнес-школы «NIKLAND» также ориентируется на рынок: «Уровень стоимости программ MBA ориентирован на рыночную стоимость таких программ, а также на контингент участников программы. Затратная составляющая может быть разной у каждой школы, но чем выше качество продукта, тем дороже школе обойдутся преподаватели, от которых зависит уровень интеллектуального продукта и самой программы как таковой. Если школа конкурентоспособна на рынке то, конечно, преподаватели будут оплачиваться довольно высоко. И поэтому, если ориентироваться на более дешевые программы, то в качестве можно потерять».

Директор МВА-программ Киево-Могилянской бизнес-школы Владимир Павелко поясняет: «Мы предоставляем свои авторские курсы, разработанные нашими преподавателями-практиками, которые включают в себя и международные и глобальные подходы, но самое интересное, что они включают – это авторский взгляд на известные или малоизвестные подходы, которые наши преподаватели внедряют в украинских реалиях. Поэтому значительная часть интеллектуального продукта закладывается в стоимость самой программы».

Владимир Павелко напоминает, что существенную часть в стоимости программы могут составлять и услуги зарубежных преподавателей. В этом случае в стоимость включается также логистика (приезд и проживание этих преподавателей в Украине). Не секрет, что гонорары, за которые работают преподаватели из-за рубежа выше гонораров украинских специалистов.

По его словам, немалую сумму потребляет и сервисная среда, которая является частью интеллектуального продукта. «Мы, в принципе, не продаем продукт, а создаем обучающую среду, в которой участник может развиваться интеллектуально. Поэтому сервисная часть является достаточно серьезной составляющей в самом продукте», ‑ объясняет Владимир.

В качестве примера он приводит программу управления изменениями: «Для того чтобы ее создать, необходимо иметь определенную теоретическую подготовку, которая черпается из ведущих трендов, известных в мире. Кроме того, обязателен опыт внедрения этих изменений в существующих бизнес-реалиях. Здесь будет сразу несколько составляющих продукта. Это работа над существующей интерактивной теоретической базой, потому что управление изменениями невозможно без интерактива и просто в учебниках ее не найдешь. Второе – опыт внедрения этих методик, подходов, плюс добавление к собственному пониманию как это может работать в украинских реалиях. А проекты изменений тянутся даже не полгода, а реально год-два, после чего можно сделать определенные выводы. Вот на это уходит достаточно большая сумма, которая закладывается в стоимость обучения».

Структура стоимости

По словам Ольги Карповой, помимо оплаты труда преподавателей, на стоимость программы влияют такие факторы как администрирование программы (составление учебного расписания, контроль его выполнения и пр.), оборудование аудиторий современной мебелью, компьютерной и мультимедийной техникой.

При этом большинство опрошенных представителей украинских бизнес-школ утверждают, что не менее половины стоимости программы уходит на оплату интеллектуальной составляющей. «Учитывая, что стержень нашего продукта – это интеллектуальная часть, я не могу сказать, что большая часть, но где-то половина – это интеллектуальный продукт. Вторая половина – это сервисная составляющая, которая дает возможность поддерживать определенный уровень комфортного состояния участников», ‑ говорит Владимр Павелко.

Еще одним фактором, влияющим на цену программы является стоимость бренда бизнес-школы. Однако, по словам Владимира Павелко, его надо рассматривать не просто как наценку за продукт, а как бренд интерактивный: «Это означает, что в этот бренд уже были вложены определенные деньги до этого. Интеллектуальный продукт продается, и часть от него дальше реинвестируется в бренд. Это возможность улучшения той же материально-технической базы, это улучшение качества преподавания, это получение новых знаний, это обучение преподавателей за рубежом, другими словами – инвестиции в развитие».

Ольга Карпова рассказывает, что на стоимость обучения в Бизнес-школе МИБ также влияет международная аккредитация их программ МВА, которые школа должна проходить один раз в 3‑5 лет. «В результате это ложится на стоимость программы в размере 5‑10%», ‑ подчеркивает Карпова.

Окупаемость инвестиций

Елена Яковлева убеждена, что большое значение при формировании цены на программу имеет срок окупаемости инвестиций: «Детализировать структуру стоимости программы интересно только в том случае, когда понятен срок возврата инвестиций. Цена на программу определяется емкостью рынка и коэффициентом возврата инвестиций (в какие сроки слушатель программы вернет потраченные на обучение деньги). В нашей школе, например, некоторые слушатели возвращают инвестиции в программу уже к защите, либо в первый год после окончания программы. Благодаря программе участники увеличивают прибыль, диверсифицируют виды деятельности, закрывают нерентабельные участки, т. е. реализуют полученные новые знания на рабочем месте еще в процессе обучения. И это ‑ норма нашей практики».

В свою очередь Наталья Науменко считает, что возврат инвестиций в образование зависит от самих слушателей – через обучение они инвестируют в себя и при выборе своей специальности понимают где и когда они смогут реализовать полученный потенциал. «Кто-то получает диплом MBA для того чтобы расти и развиваться в своей компании – таких людей процентов 40. Окупаемость своих инвестиций такие слушатели видят в карьерном росте. Кто-то нацелен на зарубежные стажировки и хочет зарекомендовать себя за рубежом. По возвращении такой выпускник может рассчитывать на внимание со стороны зарубежных компаний, работающих в Украине. В своем бизнесе все, конечно, очень индивидуально, но инвестиции в обучение окупятся не позднее чем через 3‑4 года», ‑ убеждена директор Бизнес-школы «NIKLAND».

В свою очередь, директор МВА-программ kmbs Владимир Павелко подчеркивает, что не существует единой формулы, гарантирующей, что на определенный день обучения деньги вложенные в программу окупятся: «Инвестиции в обучение – это долгосрочные инвестиции. Таким образом, создается платформа, на которой можно расти как личность, как профессионал. Но при этом у нас есть примеры, когда участники сами констатировали, что они окупили свои вложения через полгода, либо через год или даже во время обучения на программе».

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
21.04.2013