Мировые бизнес-школы стремятся к актуальности исследований

Являются ли исследования и учебные программы бизнес-школ актуальными? Учитывая основные тенденции управленческого образования в последние годы вопрос остается достаточно спорным

Мировые бизнес-школы стремятся к актуальности исследований

Пока ученые продолжают изучать объективную ценность научных исследований и обучения в бизнес-школах, их актуальность до сих пор продолжает быть одной из главных проблем для руководства школ.

В этом месяце Дэвид Уиллетс, министр образования и науки Великобритании, раскритиковал бизнес-школы за чрезмерное фокусирование на академических исследованиях. "Я очень хорошо понимаю, что мы унаследовали структуру поощрения научных исследований, но это может иметь чрезвычайно пагубное влияние на работу бизнес-школ", - сказал он.

Британским ученым, добавил он, следует концентрироваться на преподавании, а не на публикации своих исследований в журналах: "Мы создали систему, в которой исследования имеют значительно больше средств поощрения и вознаграждений, чем преподавание, которое с моей точки зрения в наших университетах ведется очень плохо".

Несмотря на то, что министры редко высказываются по поводу бизнес-школ, его комментарии очень похожи на идеи деканов и других академических сотрудников.

     

Дэн Леклер, старший вице-президент Ассоциации AACSB International (The Association to Advance Collegiate Schools of Business), которая аккредитует более 500 бизнес-школ по всему миру, говорит, что деканы школ находятся под большим давлением.

"Деканы говорят нам, что основные спонсоры ставят им достаточно жесткие вопросы, например, "у вас есть все эти преподаватели, которыми вы гордитесь, но можете ли вы объяснить, что меняют все эти исследования?", - говорит он. - То же касается и выпускников, проректоров и даже ректоров. Все они просят школы не только описывать то, к чему они стремятся, но и демонстрировать это".

Бизнес-школы критикуются за предоставление преимущества академическим требованиям над практичностью. И многие верят, что сама структура бизнес-школ подпитывает существующие тенденции: продвижение базируется на статьях, которые читает несколько менеджеров, а сертификационные организации и организаторы рейтингов выставляют свои оценки на основе количества записей в журналах и цитат.

Леклер говорит, что AACSB иногда поощряет исследования, которые являются "узкими и теоретическими, и даже математическими", потому что их легче оценить. "Фокусируясь на этом, легче определить, стоит ли аккредитовать школу. Такой подход дает нам то, что можно подсчитать. Прикладные исследования, как правило, сложнее оценить", - считает он.

Вслед за отчетом 2008-го года, который призвал школы расширять контакты с бизнесом, AACSB изучает как оценивать влияние "интеллектуальной работы преподавательского состава на целевую аудиторию".

Десять школ принимают участие в программе: они сами оценивают свою работу по пяти критериям - каждый из которых взят из постановки задач. Университет святого Джозефа в Филадельфии, например, оценивает насколько он отвечает требованиям "ключевых отраслей и стратегических сегментов", обеспечивает потребности практического менеджмента и преподавательского состава.

Несмотря на то, что эксперимент еще не завершен, господин Леклер говорит, что он уже помог развить систему оценивания действий в таких сферах как исполнительное образование и работа исследовательских центров. В будущем это возможно позволит оценивать как, например, специализированные MBA программы бизнес-школ помогают компаниям достичь своей цели.

Другие школы тоже выполняют подобные задачи. Роттердамский Erasmus Research Institute of Management (ERIM) внедряет "двойную систему", где оценивает академическое влияние (через статьи в журналах и цитаты) и менеджерскую актуальность (консультационные услуги и членство в совещательных органах).

Научный директор этого заведения Але Смидт считает, что преподавание в ERIM состоит на 80 процентов из академического критерия и на 20 процентов из менеджерской актуальности. Он отметил, что это влияние Нидерландской организации научных исследований. "Раньше нужно было фокусироваться только на подлинности и точности. Если ваша тема была актуальной, то это считалось лишь плюсом. Сейчас она (актуальность - ред.) более необходима, если вы не раскроете актуальности, то можете получить неудовлетворительный отклик на работу", - говорит он.

Оценка влияния исследования является лишь одним способом, которым школы стараются увеличить актуальность своих исследований. Olin Business School в Вашингтонском университете в Сент Луисе ввела награду в $ 10000 за исследования со "своевременным практическим применением".

Махендра Гупта, декан Olin, говорит, что премия, уже третий год, "создает условия для большей осведомленности исследователей о том, как их исследования могут быть применены в реальной жизни".

Джексон Никерсон, профессор, который выиграл эту премию в 2008 и 2009 годах, считает, что награда побуждает исследователей сделать "несколько дополнительных шагов" в исследовании, чтобы его можно было использовать в коммерческих целях: "Существует огромное количество исследований, в которых используется язык экономики, социологии и психологии. Многие не обращают внимания на переводческую деятельность. Награда пытается перебросить мостик через эту пропасть".

Инициированная представителем Olin, экс-исполнительным директор Monsanto Ричардом Махони, премия становится все более популярной.

Профессор Гупта настаивает на том, что целью является не изменение основного направления исследований, а поощрение преподавательского состава думать о том, как их работа может быть использована в течение, скажем, пятилетнего срока. "Мы довольны изменением культуры, которую она приносит. Премия даст нам больше идей для большего количества возможностей", говорит он.

Многие, как и профессор Гупта, считают, что бизнес-школы выглядели бы более актуальными, если бы больше внимания уделяли коммуникации своих работ. Господин Леклер говорит, что Ассоциация AACSB заинтересована прежде всего в переводе. Он хвалит сайт Университета Пенсильвании как пример исследований доступных широкой аудитории, и говорит: "отраслевые ассоциации могут играть положительную роль, став объединяющим звеном учебно-менеджерского разрыва".

Другие школы пытаются увеличить свою актуальность иным образом: привлекая бизнес к работе над исследованиями.

Esade Business School в Барселоне создала Креаполис - "инновационный парк", где компании и ученые вместе работают над так называемыми "action research" проектами. Декан школы Альфонс Саквет говорит, что пытается поощрить ученых и компании к "командной игре": "Это подталкивает людей к промежуточной области знаний, и помогает им стать более интерактивными и сбалансированными".

В то же время школа Ipade, расположенная в городе Мехико, поощряет преподавателей общаться с выпускниками на ежемесячных мероприятиях, и давать больше консультаций. Представители Ipade считают, что эти мероприятия помогают ученым выбирать более актуальные темы для исследований. "Мы рады, что бизнес-школы обращают больше внимания на актуальность, чем это было раньше. Наша школа всегда старалась развиваться именно в этом русле", - говорит Джулиан Санчес, проректор Ipade по учебной работе.

Тем не менее, остается много скептицизма относительно усилий, направленных на увеличение или оправдание актуальности.

"То, что кажется неактуальным исследованием сегодня, очень часто воплощается в жизнь в бизнесе уже завтра", - говорит Боб Даммон, замдекана по учебной работе бизнес-школы Tepper School of Business Университета Карнеги Мелон, который находится в Питсбурге.

Профессор Дамон говорит, что перспективы школ и бизнеса не обязательно должны совпадать. Несколько лет назад, в школе Tepper начали программу, в которой ученые и компании работали над специфическими проблемами. Но в конце концов стало ясно, что обе стороны заинтересованы в разных вещах. "Преподаватели были заинтересованы в обобщении решений, а компании - в службах консалтингового типа. Наш опыт показывает, что компании сосредотачиваются на краткосрочных проблемах, а ученые - на долговременных", - говорит он.

Робин Венсли, директор британского Advanced Institute of Management и профессор политики и маркетинга Warwick Business School, считает, что для ученых жизненно важно сблизиться с бизнесом.

Он также выступает за изменение структуры стимулов для содействия более актуальным исследованиям. Но он боится того, что ученые могут стать "теми же людьми", которых они пытаются анализировать.

Господин Леклер подчеркивает, что "актуальная" инициатива AASCB направлена на выработку школами собственных критериев актуальности. Это не общий стандарт.

А профессор Саквет отмечает, что для школ жизненно важно иметь сочетание теории и практики. "Как деканы мы не можем впасть в какую-либо из крайностей, если мы перейдем на позиции бизнеса, то станем обычными консультантами. Если же мы предпочтем академические исследования, то станем оторванными от жизни учеными. Мне кажется мы должны играть обе роли, и в этом - наибольшая сложность".

Financial Times, 25.04.2011. Перевод Мирослав Гришин, Освіта.ua.

Освіта.ua
30.04.2011

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!