43% преподавателей зарабатывают менее 3000 грн

Центр исследования общества представил результаты социологического опроса преподавателей украинских вузов

43% преподавателей зарабатывают менее 3000 грн

29 августа состоялась презентация результатов социологического опроса преподавателей украинских вузов III - IV уровней аккредитации « Социально-экономический и профессиональный портрет украинского преподавателя», проведенного Центром исследования общества.

Исследование дает ответ на вопрос о доходах преподавателей, их карьерном росте, нагрузках, научной работе, нарушении их прав и возможностей влиять на принятие решений в сфере высшего образования.

Как показал опрос, 43 % украинских преподавателей получают доход менее 3000 грн (при этом средняя зарплата в мае 2013 года составила 3338 грн). Всего 16 % преподавателей получают доход выше 4500 грн.

Женщины- преподаватели зарабатывают меньше преподавателей-мужчин. Выше 4500 грн дохода получают 23,9 % мужчин и всего 12 % женщин.

Согласно результатам опроса, доход преподавателя варьируется в зависимости от научной области. Больше всего получают представители ІТ-специальностей, из которых почти треть зарабатывает более 4500 грн. За ними следуют экономисты и юристы. Процент тех, кто получает более 4500 грн, наименьший среди преподавателей естественных наук - только 12%.

80 % преподавателей живут только за счет зарплаты в своем ВУЗе. Дополнительный доход чаще всего имеют преподаватели ІТ-специальностей (38 %), реже - технари (15 %).

"Крайне низкие доходы украинских преподавателей и малая доля тех, кто имеет дополнительные источники доходов, создают условия для распространения коррупции. Безусловно, проблему нельзя решить простым поднятием зарплат, однако следует понимать, что без улучшения материального положения преподавателей ожидать позитивные изменения в высшей школе не приходится", - комментирует ситуацию директор Центра исследования общества Инна Совсун.

42% преподавателей считают, что неэффективное руководство на уровне вузов является одной из ключевых проблем высшего образования. Вместе с тем, лишь каждый пятый преподаватель считает, что он имеет влияние на принятие решений на уровне своего университета. При этом 71 % преподавателей довольны работой университетского профсоюза.

"Преподаватели не воспринимают профсоюз как средство влияния на политику университетского руководства. Скорее профсоюзные отделения, по мнению преподавателей, призваны решать бытовые вопросы: распределение путевок, выплаты материальной помощи т.п. Как по мне, это четко указывает на низкий уровень демократичности украинских университетов, дополнительным свидетельством чего стал запрет проводить данный опрос в пяти вузах. При таких условиях, предоставление автономии отдельным университетам, с высокой вероятностью приведет только к росту власти университетской администрации", - считает эксперт Центра исследования общества Егор Стадный.

Специалисты отмечают , что средне недельная аудиторная нагрузка украинского преподавателя составляет 18 часов в неделю. Такой показатель в полтора-два раза превышает нормы, рекомендованные Американской ассоциацией университетских профессоров.

Несмотря на наибольшие учебные нагрузки на преподавателей в Европе, МОН предлагает сделать их еще больше, изменив нормы нагрузки, закрепленные в Приказе МОН № 450 от 7 августа 2002.

Исследование показало, что 85 % опрошенных преподавателей публиковались в Украине или СНГ, тогда как только 17 % имеют публикации в странах ЕС или Северной Америки в течение последних трех лет. Такая же тенденция прослеживается и по научным конференциям. Конференции в Украине и СНГ посещают 93 % , но на европейских и американских конференциях выступают лишь 14 % опрошенных. Всего 13 % принимали участие в длительных (более 3 - х месяцев) стажировках или исследовательских проектах за рубежом.

Также закрытость университетской среды проявляется на уровне отдельных университетов: почти половина (48 %) преподавателей работают в том вузе, который они заканчивали.

"В публичном обсуждении реформы высшего образования в течение последних пяти лет преподаватели практически не участвовали, в отличие от студентов, ректоров и политиков. Последние инициативы министерства - увеличение соотношения преподаватель - студент, рост нагрузки - стали возможными только из-за этого молчания. Преподавателям пора понять, что никто, кроме них самих, не будет защищать их права", - подытожила руководитель Центра исследования общества Инна Совсун.

Полную версию отчета "Социально-экономический и профессиональный портрет украинского преподавателя" читайте на сайте Центра исследования общества.

Освіта.ua
29.08.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Вася
А в нашому Шаргородському районі Вінницької області сказано щоб більше 20 годин не давати бо потрібно працевлаштовувати молоді кадри. Як по Шарікову " Ве пделить"
Vasia
Прежде чем писать такие статьи посмотрите тарифные сетки и убедитесь, что зарплата зависит не от отрасли, а от ученой степени и занимаемой должности. Бред полный "доход варьируется от научной области..." Сразу видно, что автор никогда близко к вузам не подходил.
Алекс
Для Vasia: На сколько я понял в данной статье "доход = зп преподавателя + другие источники дохода" и тогда вроде как все логично.
Джин
Для Алекс: Написано ж в статье "80% викладачів живуть лише за рахунок зарплати у своєму ВНЗ. " "Другие источники дохода" не учитывались.
Комментировать
prepod
Безусловно, проблему МОЖНО решить простым поднятием зарплат