Украина пережила самый трагический год своей современности. Российская агрессия повлияла на все украинское общество. Конечно, образовательная отрасль не могла остаться в стороне, и пока Защитники Украины героически защищают ее землю, образовательная сфера пытается отвечать на сегодняшние вызовы.
Преобразования коснулись всего общества, а следовательно, и всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, студентов, родителей. Традиционно тенденциозная образовательная система была вынуждена оперативно реагировать на внешние изменения.
Большинство образовательных событий и тенденций в этом году связано с поиском новых моделей обеспечения жизнеспособности системы, что обычно является компромиссом между рациональностью и вынужденными шагами.
Завершение учебного года
На следующий день после полномасштабного вторжения во всех учебных заведениях было прекращено обучение и объявлены двухнедельные каникулы. В марте образовательные учреждения, которые имели такую возможность, постепенно возобновили обучение в дистанционной форме.
В то же время, первым вызовом для системы стало завершение учебного года, в частности, проведение оценивания результатов обучения и перевод учеников и студентов на следующие звенья получения образования.
Уже в марте в Министерстве образования и науки было принято решение об освобождении от прохождения государственной итоговой аттестации учеников 4 и 9 классов. Также МОН предложило отменить проведение государственной итоговой аттестации в 11 классах, внешнего независимого оценивания и традиционных вступительных экзаменов в магистратуру.
Учителям школ рекомендовали самостоятельно определять количество часов на изучение тем и обеспечивать выполнение учебного плана за счет уплотнения учебного материала.
Руководителям учреждений профессионального предвысшего и высшего образования было предоставлено право самостоятельно определять формы аттестации студентов.
В конце концов, все получатели образования получили результаты обучения и право учиться на следующем уровне, а выпускники – документы о получении образования.
Миграция с оккупированных территорий и Украины
По данным UNICEF, опубликованным в конце марта, свои дома вынуждены были покинуть 4,3 млн детей, что составило 57% от общего количества. За границу выехало 1,8 млн детей и более 30 тысяч учителей.
В то же время, в Министерстве образования и науки было принято решение о том, что всем школьникам, независимо от места обучения и формы проведения уроков, будет гарантировано право получить документ о завершении учебного года.
Возникла острая проблема: как учащимся-беженцам оставаться в украинском образовательном поле, продолжать учить украинский язык, литературу, историю и в конце концов иметь возможность вернуться в Украину и продолжить обучение в родной школе.
Несмотря на неоднократные встречи украинских функционеров с зарубежными коллегами из ЕС, пока так и не выработаны эффективные подходы к продолжению обучения детей-беженцев. Более того, среди образовательной и родительской общественности продолжаются дискуссии о чрезмерной загруженности за рубежом учеников, которые вынуждены одновременно учиться в зарубежной и украинской школе.
В сентябре 13 тысяч украинских учителей по-прежнему находились за пределами страны. Обучение за границей сейчас продолжают десятки тысяч школьников.
Проведение национального мультитеста
Отказ от проведения внешнего независимого оценивания как унифицированного инструмента определения достижений получателей полного общего среднего образования и основного критерия доступа к высшему образованию стал одной из главных образовательных трансформаций года.
Очевидно, что компромисс между возможностями проведения традиционного ЗНО и организацией упрощенного мультитеста был единственным решением, которое позволило провести вступительную кампанию в условиях войны.
В то же время, это решение поставило под сомнение дальнейшее существование ЗНО в довоенном формате. Пока количество сторонников проведения НМТ значительно превышает количество сторонников ЗНО – не только среди абитуриентов, но и среди чиновников. Этому способствует ряд факторов – от экономии средств на печать тестов и логистику до организации проверки заданий.
Следует отметить, что организация компьютерного тестирования нуждалась в значительных усилиях от организаторов НМТ. В целом проведение тестирования было оценено положительно.
Организация вступительной кампании
Министерством образования и науки реализована стратегия, направленная на сохранение студенческого контингента. Стимулирование молодежи к обучению в украинских университетах было осуществлено путем создания упрощенного механизма доступа к высшему образованию для поступающих в этом году.
Лоббированный несколько лет лозунг «поступление без ЗНО» был воплощен в схеме получения образования по контракту. В то же время отсутствие в НМТ порога «сдал – не сдал» нивелирует научный подход к определению способности абитуриента овладеть курсом высшего образования. Практика внедрения мотивационных писем не оправдала себя, поскольку эти письма не стали для приемных комиссий критерием конкурсного отбора поступающего.
Очевидно, количество заинтересованных в реализации упрощенного механизма организации вступительной кампании в дальнейшем не будет сокращаться.
Анализируя первые итоги вступительной кампании, в Министерстве образования и науки прогнозировали, что в выши будут зачислены 95% выпускников школ.
По результатам вступительной кампании студентами учреждений профессионального, профессионального предвысшего и высшего образования стали более 600 тысяч человек. В частности, студентами высшего образования стали почти 415 тысяч человек. На бюджете будет учиться более 118 тысяч студентов. Еще более 100 тысяч поступающих стали студентами колледжей.
В то же время, стоит отметить, что МОН в 2023 году предлагает установить более жесткие требования отбора абитуриентов, но в этот раз ведомству уже оппонирует профильный комитет Верховной Рады, руководители которого выступают за облегченную версию сдачи НМТ.
Подготовка к учебному году и начало обучения
Подготовка к учебному году потребовала значительных усилий от местных органов власти и руководителей учебных заведений с учетом установленных Кабинетом Министров требований к организации образовательного процесса в условиях военного положения.
Краеугольным камнем этого процесса стала организация укрытий. Количество школ, оборудованных укрытиями, постепенно увеличивалось, и по состоянию на середину сентября этот показатель достигал почти 80%.
В то же время в конце сентября по разным причинам почти 2 млн школьников были вынуждены учиться дистанционно. Постепенно количество учеников, охваченных обычным обучением, растет, однако достичь идеальных показателей, учитывая разную ситуацию в регионах, обустройство укрытий и выполнение других требований к организации обучения, пока невозможно.
Обучение в условиях отсутствия электричества
Массированные атаки на объекты критической инфраструктуры, осуществляемые врагом с начала октября, оказали невероятное давление на всех участников образовательного процесса. Отсутствие электроснабжения в подавляющем большинстве регионов делает невозможным нормальное обучение даже в дистанционном формате.
Для организации обучения учебные заведения вынуждены менять время начала и завершения учебных занятий, применять асинхронный режим обучения, при котором педагоги, ученики и студенты взаимодействуют между собой с задержкой во времени.
Часто отсутствие возможности всех учащихся подключиться к занятиям онлайн заставляет учителей обеспечивать учеников учебными материалами и объяснениями альтернативными путями – видеозаписями, ссылками на страницы доступных учебников, предоставлением доступа к презентациям, конспектам или другим материалам.
Но даже присутствие учеников и учителей в школе не может полностью обеспечить качественное обучение. В частности, из-за постоянных отключений электричества педагоги и дети не могут использовать технические средства обучения, иметь доступ к интернету, а часто и просто нормально читать и писать в классе. Большой проблемой является также качество отопления учебных заведений. Все это оказывает негативное влияние на качество образования.
Педагогическая нагрузка
Проблема загруженности педагогов приобрела актуальность уже в начале войны. И если к организации дистанционного обучения педагоги были более или менее готовы благодаря опыту «ковидного» обучения, то встал вопрос организации образовательного процесса для разных групп учащихся – тех, кто посещет учебные заведения, учится дистанционно или находится за границей.
В высшем образовании эта проблема в большинстве своем решается благодаря самостоятельной работе студентов и меньшей зависимости от проведения лекционных занятий.
В то же время образовательный процесс в школе зависит от работы учителя с учеником, и здесь роль педагога исключительно важна. Социальные сети пестрят сообщениями о педагогах, которые одновременно ведут уроки для детей в классе и учащихся онлайн; проводят дистанционные занятия в магазинах или прямо на улице, где есть интернет; работают вечером и на выходных с учениками, находящимися за границей; проверяют присланные в мессенджерах ученические работы.
Несмотря на рост нагрузки на учителя, уровень его заработной платы остается неизменным по объективным причинам. Пока источником образовательной субвенции, за счет которой осуществляются выплаты учителям, являются средства международных организаций, обеспечивающих финансовую стабильность государства. Такая практика будет продолжена и в 2023 году, и учителя не получат существенного повышения уровня оплаты труда.
Образовательные потери
Впервые на экспертном уровне проблему образовательных потерь учащихся озвучили специалисты Украинского центра оценивания качества образования. В частности, по оценкам Центра, результаты международного исследования PISA-2022, национальная часть которого была проведена в Украине в октябре, могут оказаться неутешительми.
В рамках исследования более 3 500 пятнадцатилетних учеников и студентов из 177 учебных заведений прошли тестирование по ключевым областям исследования – математике, чтению, естественнонаучным дисциплинам и креативному мышлению. Результаты исследования будут опубликованы в декабре 2023 года.
В Украине уже планируется работа по измерению и преодолению негативных проявлений в учебном продвижении школьников. В частности, на платформе Всеукраинской школы онлайн размещены тесты по украинскому языку и математике для диагностики образовательных потерь учащихся.
Проблема была признана и на практике. В столице было решено провести мониторинг пробелов в изучении школьниками отдельных тем учебных программ, возникших в связи с воздушными тревогами, отсутствием электричества и интернета. В ходе исследования изучены учебные достижения школьников по украинскому языку, математике, истории, физике и химии.
Впоследствии столичный департамент образования и науки рекомендовал директорам киевских школ перенести сроки оценивания школьников за первый семестр до 1 марта 2023 года. Решение принято из-за длительного отсутствия связи между учениками и учителями в результате прерывания и частичной приостановки образовательного процесса. С учениками будут проведены компенсаторные консультации и занятия по отдельным предметам.
Пока же очевидно, что проблема образовательных потерь получателей образования приобретает угрожающие масштабы для всей страны и уже скоро станет реальным вызовом для образовательной системы. Пути решения этой проблемы будут нуждаться в сложных и нестандартных управленческих решениях.
Работа в условиях оккупации и эвакуации
Из-за полномасштабной российской агрессии была оккупирована часть Украины. Учреждения образования на временно оккупированных территориях оказались в условиях, при которых продолжать обучение в дальнейшем было невозможно. Здания многих школ, колледжей и университетов были разрушены или повреждены. Поэтому образовательный процесс преимущественно проводился дистанционно.
Весной заведения высшего образования временно оккупированных территорий были перемещены в другие города Украины. Для заведений Донецкой и Луганской областей такое перемещение стало уже вторым после 2014 года. Продолжают работу в эвакуации органы управления образованием, учреждения последипломного образования. После деоккупации украинских территорий учебные заведения возобновляют свою работу в родных помещениях.
Известно, что именно педагоги временно оккупированных территорий часто становились жертвами пыток и преследований за отказ сотрудничать с оккупантами. Кроме того, педагоги вынуждены были заканчивать учебный год и планировать свою дальнейшую профессиональную деятельность в условиях неопределенности, отсутствия поддержки со стороны органов управления образованием и невыплаты заработной платы.
Несомненно, образовательная система уже не будет такой, как до войны, поскольку опыт, полученный в 2022 году, будет влиять на все процессы в будущем. Но объективно оценивать ситуацию в образовании можно будет только по возвращении страны в мирную жизнь.
Украинские педагоги продолжают обучать учеников и студентов, проведена вступительная кампания и международное мониторинговое исследование PISA, обеспечено постоянство образовательного процесса. Многие педагоги пополнили ряды Вооруженных Сил Украины и других подразделений Защитников нашей земли. Массовым является волонтерское движение украинских педагогов.
Уходящий год стал для всех годом выдержки, победы и единения.
Пусть зимние праздники порадуют нас светом и теплом! И, несмотря на то, что свет будет излучать фонарик вовремя заряженного мобильного телефона в темной квартире, а тепло – окопная свеча в сыром блиндаже, мы уверены, что победа за нами.
Освіта.ua искренне поздравляет педагогов, родителей, учеников, студентов и всех, кто причастен к образовательной отрасли в Украине, с рождественскими и новогодними праздниками!
Слава Украине!
