Сфера образования остается одной из самых коррумпированных в стране

Министерством юстиции обнародован отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции в 2011 году

Сфера образования остается одной из самых коррумпированных в стране

В отчете, в частности, изложены результаты исследований общественного мнения о распространенности коррупции.

Рейтинг самых коррумпированных сфер, по результатам сравнительного исследования 2007-2009, 2011 годов, остается неизменным. В "антирейтинг" сфер, где широко распространена коррупция, вошла и сфера образования.

Результаты исследования общественного мнения подтверждают тот факт, что восприятие распространенности коррупции в Украине имеет очень высокие показатели. Незначительное сокращение коррумпированности в 2011 году по сравнению с 2009 годом было зафиксировано среди руководства и преподавателей высших учебных заведений (с 49% до 47,1%), однако в Министерстве юстиции отметили, что граждане также считают, что коррупция выросла среди руководителей и учителей школ.

Авторы отчета отмечают, что все исследования, проведенные в Украине в последние годы, показывают, что коррупция в сфере образования признается одной из наиболее распространенных, особенно с учетом того, что в этой сфере представлены интересы значительной части населения.

В Министерстве юстиции отметили, что идентифицировать и определить степень реальной распространенности всех видов коррупционных практик в сфере образования достаточно сложно, поскольку в большинстве случаев они являются латентными видами, в которых коррупционная составляющая не столь очевидна, их "стоимость" не определяется, а сами они обычно не воспринимаются рядовыми гражданами как коррупция, например, использование знакомств, обмен услугами и т.д.

Достаточно неоднозначной по своему содержанию и последствиям является благотворительная помощь, с предоставлением которой постоянно сталкиваются в учебных заведениях, особенно в среднем образовании, где она часто приобретает признаки "квазикорупционных" или сомнительных платежей.

В Минюсте подчеркнули, что именно распространенность благотворительных платежей является важным фактором формирования представлений о коррумпированности образовательных учреждений. "Поэтому важно выделять те формы коррупционных практик, которые имеют стоимостную составляющую и четко признаются массовым сознанием как коррупционные. Именно эти формы имеют наибольшее влияние на формирование убеждения населения в существовании коррупции".

Для этого в отчете Министерства юстиции был использован такой показатель, как соотношение официальных и неофициальных (коррупционных и "сомнительных") платежей на образовательные услуги.

"Так, несмотря на то, что в структуре расходов домохозяйств на образование доля официальных платежей существенно колеблется в различных учреждениях, доля неофициальных платежей является стабильной величиной (в пределах 35 - 48%)", - говорится в документе.

Авторы отмечают, что в коррупционные практики, связанные с непосредственными коррупционными затратами, вовлечены 35-48% домохозяйств, члены которых учатся в разных учебных заведениях, а размер коррупционных затрат зависит от сферы обучения и увеличивается с возрастом человека, который учится.

По заключению экспертов Минюста, соотношение средних официальных и неофициальных затрат в различных учреждениях выглядит следующим образом: в детских садах - в среднем 1000 грн и 600 грн в год, в школах - 1500 грн и 1260 грн, в вузах - 6000 грн и 1500 грн.

Также в отчете приведен сравнительный анализ нескольких общенациональных опросов, проведенных в Украине в последнее время.

Фонд "Демократичні ініціативи" совместно с "Ukrainian Sociology Service" с 23 марта по 3 апреля 2011 года провели социологическое исследование в вузах, результаты опроса которого позволяют констатировать, что опыт непосредственного соприкосновения с коррупцией в вузах имеют в целом 33,2% опрошенных, не имеют -37,7%, остальные (29,1%) отметили, что слышали об этом от людей, которые сталкивались с этим лично. По заключению исследователей - "в основе коррупционных практик, с которыми сталкивались студенты, - преимущественно взяточничество".

По результатам всеукраинского опроса, проведенного Институтом прикладных гуманитарных исследований (июль 2010 года), удельный вес коррупционных практик в контактах респондентов с "государственными и коммунальными заведениями" составил 53% (в данном случае учитывалось не только взяточничество, но и другие виды коррупционных практик).

В исследовании проекта UNITER (июнь 2011 года) распространенность коррупционных практик определялась дифференцированно по категориям "добровольные взятки", "взятки по требованию", "использование связей". Приводятся следующие результаты: высшие учебные заведения - "добровольные взятки" - 25,5%, "взятки по требованию" - 49,7%, "использование связей" - 20%; средние общеобразовательные учебные заведения - "добровольные взятки" - 61,1%, "взятки по требованию" - 61,6%.

Освіта.ua
13.04.2012

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Александр
где анализ причин такого положения?!
Сільський директор
Який цинізм...
Учитель
Вовсе не учитель берет благотворительные взносы в школе. А учителю не считают нужным давать даже ставку. Учителю только навязывают разные конкурсы и проекты, за которые не платят.
Вчитель
Скільки можна вже принижувати вчителів???Найшли корупціонерів,себе спочатку,шановні "народні" обрані перевірте!!!!
!!!!!
забалакали за корупцію,а чому,коли їздять перед першим вересням перевіряти готовність школи до нового навчального року, ніхто з керівництва не питає, де взялись пластикові вікна і за який кошт, де беруться шпалери нові, чим красять підлоги? чи яка сума з бюджету перерахована на ремонтні роботи у школах? і чи взагалі там передбачено цей пункт? це закономірність: дайте гроші на ремонти і нікому не потрібна буде батьківська благодійність, і вам роботи поменшає перевіряти корупціонерів, які цей ремонт ще й самі роблять!!!!!!!!!!!!
Надія
Для !!!!!: Підтримую!!!
Наталія
Для !!!!!: Мало того, що не питають де взялися кошти. А ще часто виникає питання, чому не зроболи ще й те і інше . Погано працюєте з батьками шановні вчителі.
АНДРЕЙ
Для !!!!!: , а ще гірше те, що вони кажуть що ремонти зроблені державним коштом, хоча гроші ложать собі в карман.
Комментировать
Ольга
Я считаю что если сравнивать корупцию в школах с другими видами корупции, то это величины несравнимые. Для начала уберите чиновников от освиты и создайте конкурентную среду...
Александр
а не кажется ли представителям правопорядка, что причиной коррупции среди учителей является низкий (очень низкий) уровень дохода именно рядового учителя и повальная коррупция в остальных сферах да и руководстве (те же районо, управления образованием и т.д.). а где привлечения к ответственности чиновников за их проступки? все знают, что можно откупиться. а учитель - самое незащищенное существо, которому и существовать не всегда дают...

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!