М. Косенко: как университеты губят остатки репутации

Об особенностях прохождения квеста «учеба» для иностранцев в Украине или как вузы губят остатки репутации

М. Косенко: как университеты губят остатки репутации

Автор: Марина Косенко, менеджер по связям с общественностью в Телесенс Академии, руководитель образовательных проектов.

Об особенностях прохождения квеста «учеба» для иностранцев в Украине: ужасы, кикиморы, ловушки, хамство, безразличие и боссы-«тетки». Или о том, как университеты губят остатки репутации.

Несколько историй из жизни, свидетелями которых я стала. Последняя произошла буквально в прошлую пятницу, эмоции и впечатления еще свежи.

О студенте К. из Африки.

Изучает медицину в одном из крупнейших университетов Харькова. Умен, начитан, старается учиться. Его страна входит в Содружество, и природная харизма позволяет ему с успехом обучать английскому харьковчан. За контракт платит исправно.

И вот одним душным пятничным утром ему звонят из университета и говорят, мол, Вам нужно погасить задолженность, иначе мы вас сегодня же отчислим. Человек на панике срывается, бежит в университет, говорит, что квитанцию приносил, на что ему в ответ хамят тетки. Неправ он лишь в том, что отдал им единственный оригинал квитанции. Вуз на уступки не идет и подождать хотя бы несколько дней, чтобы разобраться, не соглашается.

Студент К. деньги находит, успевает заплатить. Уже вечером его квитанцию находят. Никаких извинений, хамство теток остается безнаказанным.

Вторая история - о студенте Ф. из Ирана.

Образован, начитан, не сильно религиозен, с современными взглядами на мир. Отлично говорит по-английски и по-испански. Получил степень бакалавра в машиностроении, решил все же уйти в медицину. Чтобы их сын имел возможность оплатить обучение, родители продали в Иране недвижимость. Приехал учиться в Украину на англоязычную программу. Столкнулся с полным безразличием преподавателей, их нежеланием чему-то научить студентов. Сидел сам за учебниками, год, второй, и, разочаровавшись в качестве, уехал из страны. Один из университетов Харькова потерял перспективного студента, который мог бы вполне стать амбассадором украинского образования у себя в стране.

Третья история более позитивная, о студенте Л. из одной из стран Северной Америки.

Прекрасный английский, харизма, образование. Учился на медика. Окончить университет смог только благодаря упрямству и невероятным усилиям, несмотря на слабый английский у преподавателей. По итогам все-таки выучился, сам вызвался сдать IFOM, когда это было еще не в тренде. Сдал, уехал работать к себе в страну. Словом, успех не благодаря, а вопреки.

Три истории, три судьбы. Три проблемы: безответственность, безнаказанность прогнившей системы и бесправность иностранных студентов.

Может, я наивна, но все же верю, что если каждый будет стараться сделать свою работу хорошо и оставаться человеком в сложных ситуациях, мир станет лучше.

Право же, это не начальник нашептывает своим коллегам: «Ану, пойдите, нахамите как минимум 10-ти студентам»? Зачастую человек хамит или косячит просто потому, что может. А еще понимает, что ему за это ничего не будет. Так и получается: один работает на совесть, потому что человек такой. А второй будет косячить, если знает, что начальник на все закроет глаза.

И что с того? Подумаешь, одного студента до приступа довели, второй отвалился (минус 50К университету в год), третий все же учится, но никогда не посоветует своим согражданам ехать в Украину за образованием. Хотели зубочистку - ободрали сук, на котором сидим.

Еще одна проблема в том, что иностранных студентов некому защитить даже от теток в кабинетах. Само поступление стоит нервов и денег: документы, фирмы-посредники, взнос за контракт, билеты. Весь этот путь студенты проделывают ради знаний и шанса на более успешную жизнь. И им весьма неприятно разочароваться в качестве уже после первого курса, когда отношение вуза потребительское, а перспективы на ближайшие 4 года не столь радужны. Многие смиряются, ведь протесты могут окончиться исключением из вуза, а тогда придется покинуть Украину в сжатые сроки.

Кто в итоге будет приезжать в страну - умные и перспективные? Или те, кому нужна лишь виза, чтобы пожить в сравнительно благополучной стране и без особых усилий получить красивый документ? Как скоро такие псевдодипломы станут мемом?

Знаю, что на подготовительных факультетах все еще хорошо - языку обучают, о культуре рассказывают, преподаватели-кураторы работают тесно со слушателями. Но когда студент оказывается на первом курсе факультета, начинаются проблемы.

Читать безликую статистику - это одно, а общаться с реальными заложниками системы - это совсем иное. Искренне уважаю выпускников из других стран, у который получилось выучиться в Украине, несмотря на все препятствия.

PS: слово «тетка» - ни в коем случае не о гендере, а означает собирательный образ.

Оригинал

Освіта.ua
30.06.2020

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Алексей
Чиновникам МОН плевать на проблемы студентов и преподавателей ВУЗов. Они оторваны от реалий в системе образования, они больше философы-теоретики, реальная практика для них чужда. "Пословица гласит: "Рыба гниет с головы". Корни хамского отношения к подчиненным начинается от высшей власти (в том числе и от чиновников МОН). Искоренять это явление нужно с высших эшелонов власти."
Павел
Плакаться о "тяжкой" доли иностранных студентов и не видеть, что делается в ВУЗах с украинскими студентами, по меньшей мере не справедливо. Хамство, если оно процветает в ВУЗе, - оно в одинаковой степени гнобит всех студентов, не только иностранцев. Пословица гласит: "Рыба гниет с головы". Корни хамского отношения к подчиненным начинается от высшей власти (в том числе и от чиновников МОН). Искоренять это явление нужно с высших эшелонов власти.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!