Э. Рубин: одаренные дети - интеллектуальная элита

Как идентифицировать действительно перспективных и одаренных детей и помочь им раскрываться

Э. Рубин: одаренные дети - интеллектуальная элита

Автор: Эдуард Рубин, глава правления компании Телесенс ИТ, экс-ректор ХНУРЭ.

На прошлой неделе вернулся из Израиля, где от Харькова участвовал в рабочей группе по запуску нового проекта по работе с одаренными детьми. И теперь делегация из Литвы едет в Харьков на Международный образовательный форум NewEdu, чтобы обсудить концепцию с украинскими педагогами.

Глобальная цель всего этого проекта - создание международного образовательного кластера при участии разных стран вокруг идеи разработки единой системы работы с одаренными детьми.

Литва, вдохновившись опытом Израиля по работе с талантливой молодежью, стала инициатором этого пилотного проекта «Gifted» и решила не только имплементировать у себя лучшие практики, но и помочь масштабировать их на другие страны. Всего в проекте 3 страны: Литва, Израиль и не без моего участия Украина тоже включена в проект, а опорным городом станет Харьков. Организовала этот проект израильская компания IPC Group

От города Харькова приглашены и представители самых разных образовательных институций - государственных и частных. Во время поездки в Израиль мы активно изучали израильский опыт, посещали различные учебные заведения и центры подготовки.

Теперь общими усилиями формулируем конкретный бизнес-план, как за 5 лет выстроить образец системы работы с одаренными детьми в Украине. В том числе он будет включать обучение педагогов индивидуальному подходу к обучению таких детей.

Следующий этап - подготовка документов для получения грантовой поддержки от Евросоюза и городов стран-участниц. По итогам встречи рабочей группы мы убедились, что у нас общие цели и ценности, и теперь наступил этап построения процессов для получения самого гранта.

А основные наши ценности - это давать возможность детям, вне зависимости от их происхождения и социального положения, равный доступ к высококачественному образованию, а каждому ребенку - шанс проявить себя в том, в чем он талантлив с рождения, помочь ему развить этот талант до мастерства и привнести в этот мир разумное, доброе, вечное.

Формат кластера тоже выбран неспроста. Это будет международный образовательный кластер, который поможет выстроить кооперацию между странами, которые имеют схожую ментальность, в сфере образовательных проектов и вместе выстроят систему подготовки одаренных детей.

Почему акцент на одаренных детях?

Европейские страны тщательно анализируют работающие в мире образовательные системы. Больше всего их интересует то, как идентифицировать действительно перспективных и одаренных детей, помочь им раскрывать свои возможности.

Акцент именно на сильных детях сделан неслучайно: долгосрочные инвестиции в интеллектуальный потенциал страны. Эти дети станут интеллектуальной элитой, общественными, политическими лидерами, смогут занять ведущие позиции в науке и промышленности, иными словами, смогут задать высокую планку, до которой будут тянуться и остальные. Таким образом уровень образованности населения в целом будет расти.

Этими вопросами занялись и литовцы, и сейчас они смотрят на израильский кейс как один из самых успешных в мире в области воспитания одаренных детей.

Опыт Израиля и куда расти нам?

Во время нашей поездки обсуждение проекта «Одарённые» проходило в центре Ron Vardi для обучения одарённых детей города Ришон ле Цион. Этот центр активно работает в сотрудничестве с американским университетом MIT и является его партнёром, а в целом таких центров в Израиле насчитывается 58.

Каждый день проводятся занятия для двухсот человек, которые приходят из разных школ города. Чтобы попасть на обучение в этот центр, нужно сдать тесты. Обучение полностью бесплатное, центр финансируется муниципалитетом.

Для центра построено специальное здание в виде кристалла. Рядом строится новое здание физического корпуса в формате открытого пространства, которое будет оснащено современными экспонатами, стендами и прочим оборудованием.

В израильских центрах учат не просто пользоваться знаниями, а воплощать их в жизнь, получать результат. Учат анализировать своё мышление - правильно ли я думаю или нет. Здесь применяются методика Metacognition - учиться на своих ошибках, и все кейсы построены на создании ошибок. Поговорка «Умный учится на чужих ошибках» воплощена в жизнь. Но дураков не ищут, а моделируют. Глядя на наш мир, думаю, находить такие кейсы не сложно.

Дети должны помнить, что они умные, но должны уметь вести диалог с миром. Ума недостаточно, чтобы быть успешным. Обучения одаренных детей базируется на трех фундаментах: Team, peer Groups and Networking. Интересный факт, что в такие центры могут поступить только 2% детей.

В Украине, насколько я знаю, есть точечные проекты, благодаря которым, например, наши юные математики, физики, химики побеждают на международных олимпиадах. Вопрос в том, как выстроить комплексную систему работы с одаренными детьми, не ограничиваясь олимпиадами и конкурсами. В частности, в Харькове же есть прекрасный Ландау центр, который оборудован не хуже, но он один на 3 млн жителей области. Так что нам есть куда расти, и это задача не центральной власти, а местных муниципалитетов.

На примере Израиля мы видим эффективную и слаженную работу местной власти, частных и государственных образовательных учреждений. Только при таких условиях можно выстроить комплексную систему подготовки не только одаренных детей, но и вообще образование как таковое. Надеюсь, что и в Харькове мы сможем наладить такую кооперацию, где все участники будут заинтересованы в результате.

Освіта.ua
02.04.2019

Популярные блоги
В. Громовой: рубеж необратимости уже пройден Отрицательный отбор в образовании продолжается, ведь уходят лучшие, а «скамейка запасных» почти пуста
Е. Стадный: идея увеличения веса аттестата ошибочна Чем больше будут учитывать аттестат, тем меньше будет шансов у детей с хорошими знаниями из строгих школ
Д. Бабурин: образование за ширмой рейтинговой шкалы За ширмой рейтинговой шкалы 100-200, которую нам каждый год представляет УЦОКО, скрывается реальное состояние образования в Украине
В. Громовой: как спасти образование от развала Как вызвать бешеную ненависть, но спасти школьное образование от окончательного развала
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!