Е. Шкарнега: "кем быть?" - призма системы образования

Большая часть студентов не хотят учиться, и виной тому не только преподаватель, но и сами студенты

Е. Шкарнега: "кем быть?" - призма системы образования

Автор: Елена Шкарнега, кандидат юридических наук, преподаватель НИП НУ «ОЮА».

Образование - каждый под этим термином  понимает свое. Для кого-то - это возможность лучше устроиться в жизни, для других - идеальное прикрытие своей внутренней распущенности и нежелания брать ответственность за свою жизнь и наконец для третьих - искреннее намерение реализовать свою мечту.

Существуя в системе высшего образования уже 10 лет, скажу, что третей категории людей меньше всего у нас в стране. Тема внутренней мотивации для меня очень близка, мне не безразлично, что большая часть студентов не хотят учиться, и виной тому не только преподаватель, но и сами студенты-заложники обстоятельств и упорного желания родителей устроить их получше в этой жизни.

Как-то раз, беседуя со студентом, я спросила его: «Для чего Вы здесь учитесь; Вы хотите быть юристом?» На что я получила вполне предсказуемый ответ: «Я учусь для родителей. Они хотят, чтобы у меня был этот диплом. Но я хочу озвучивать фильмы!»

Зачем? Зачем тратить пять лет своей жизни на то, что тебе не интересно? На то, чтобы просто отсиживать каторгу; на то, чтобы реализовать мечту другого человека?  В конечном итоге, однажды обнаружив себя рядом с душераздирающим вопросом: кем быть в жизни?

Говорят, что человек приходит в эту жизнь чистым листом, и его формирует окружение, в котором он развивается. Можно ли винить школьника или студента за то, что он еще не осознает себя? За то, что не задается вопросами о своем предназначении в жизни? Безусловно, что нет. Ибо уровень осознанности себя как личности у нас в стране очень низок, по сравнению с европейскими странами и США, в которых большинство знает для себя ответы на эти вопросы или, по крайней мере, задумывается о них.

Конечно, и я такой была. Моя осознанность проснулась после окончания вуза, в возрасте 22 лет, и я это не скрываю, это мой путь. Тогда меня посещали мысли, какой бы я могла стать, если бы эта осознанность у меня была, скажем, в возрасте 14-13 лет? Сейчас эта мысль осталась, правда, она несколько трансформировалась и звучит так: каким бы было нынешнее поколение, если бы осознанность у них появилась в возрасте 14-13 лет?

Ведь согласитесь, что в сегодняшней системе образования, мы наблюдаем картину, когда, получив диплом под эгидой престижности профессии юриста, около трети выпускников вузов не работают по специальности (об этом в одном из интервью говорила наш министр). Зачем нам столько юристов? Этот вопрос уже давно поднят, да так и остается висеть в воздухе. Это выгодно только бизнес системам, которые принято называть ВУЗами, для которых количество важнее качества.

Освіта.ua
16.01.2018

Популярные блоги
И. Ликарчук: учиться нужно только тем, кто этого хочет Полное общее среднее образование должно быть не общеобязательным, а общедоступным
Д. Ламза: никто не хочет идти в образование или школа без учителей От Кабинета Министров нет никаких действий по повышению значимости профессии учителя
С. Колебошин: 3000 спартанцев (задача о молодых учителях) 3000 молодых учителей на 15000 школ, в среднем - 1 новый учитель на 5 школ
И. Совсун: как надолго еще хватит запала учителей? Между победителями мировых олимпиад и средним базовым уровнем украинских школ гигантская пропасть
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев