![]() |
У ученых нет стимулов получать гранты для стажировки за рубежом. После возвращения на родину они нередко остаются безработными - на место стипендиатов трудоустраивают других |
Ненужная наука или проблемы украинских ученых после стажировки за рубежом
За пятнадцать лет количество украинских научных статей, публикуемых и цитируемых в международных изданиях, не изменилось. Ежегодно ученые из Украины публикуют в среднем пять тысяч научных статей.
Это один из наименьших показателей в мире, констатирует советник по науке посольства Германии в Украине Михаил Лещенко.
"А вот в Южной Корее за это время количество публикаций возросло впятеро, - говорит он. - Сейчас больше всего ученые читают с экрана монитора. И вклад украинских ученых в этот продукт остался на уровне 90-х годов".
Знаменитая советская система
Лещенко связывает это с несовершенной системой высшего образования в Украине. Вместо того, чтобы больше внимания уделять практическим научным разработкам, исследованиям вместе со студентами, преподаватель концентрируется на учебном процессе - читает лекции, проводит семинарские занятия.
В этой системе нет места для контакта с индустрией и потребителем, на которые молодой ученый должен в будущем ориентироваться. Именно поэтому молодые ученые из Украины меняют свое "место прописки" и навсегда уезжают работать за границу.
Те же ученые, которые предпочитают после стажировок за границей вернуться на родину, чтобы продолжить исследования в Украине, часто остаются ни с чем, поскольку на их место уже взяли нового человека.
"Такие правила игры в Академии наук. Штатное расписание и ставку невозможно держать в подвешенном состоянии круглый год. Такие же проблемы и в структуре Минобразования - во всех университетах", - отмечает Михаил Лещенко.
Именно поэтому, по его словам, сейчас резко уменьшилось количество заявок украинских ученых на получение стипендий и грантов в европейских университетах, в частности немецких. С каждым годом эта тенденция только усиливается.
«Многие не участвуют в этих конкурсах, так как прекрасно знают, что ректор не отпустит их на такой долгий срок. Поскольку в это время ученый должен быть озабочен учебным процессом - ему нужно вычитывать свои часы, лекции в университете», - отмечает научный советник.
На практике все гораздо хуже
После окончания Херсонского государственного университета собираясь на обучение в Польшу, Роман Кабачий знал, что в дальнейшем больше не будет заниматься наукой в Украине. Впрочем, и за рубежом наших молодых ученых трудоустраивают очень редко.
"Защищая докторскую в Польше, я знал, что я там не останусь из-за огромной конкуренции. Мне хотелось вернуться в Украину. Но я знал, что у нас в университете нет условий для работы ученым. Поэтому выбрал другое направление популяризации истории - через журналистику", - рассказывает Роман Кабачий.
Он говорит, что большинство его сокурсников таки остались работать в высшей школе, где он раньше учился, но наукой никто из них так и не занимается. "У них нет шансов для творческого развития. У них постоянно большая нагрузка в преподавательской работе, навешивается кураторство группой, различные практики. И фактически для науки человек не имеет времени", - отмечает Роман Кабачий.
Злосчастная "широкопрофильность"
Еще одна проблема украинских университетов - это "широкопрофильность", где учат "всему понемногу". Екатерина Ковальчук после получения диплома Львовского университета одиннадцать лет училась и вела исследования в лучших университетах Европы, в частности в Оксфорде и Центральном европейском университете в Будапеште.
Девушка занимается византинистикой. Уже как год девушка вернулась в Украину и до сих пор не может найти работу дома.
"В Украине вообще нет университетов, где этим занимаются. Есть некоторые кафедры, где только преподают византинистику. С моим профилем очень ограниченные возможности. Все университеты мне отказывают. А на другие работы не берут, потому что говорят, что мне будет неинтересно с таким образованием", - констатирует Екатерина Ковальчук.
Зато два дня назад девушка получила приглашение на продолжение своих исследований в США и Швейцарии. Поэтому, наверное, опять поедет за границу продолжать свою научную работу.
"В Украине и других странах СНГ царит уверенность, что у нас самая прогрессивная наука и большой научный потенциал. Впрочем, это - миф. Когда в Украине осознают, что это всего лишь миф, то тогда можно двигаться дальше", - резюмирует советник по науке посольства Германии в Украине Михаил Лещенко.
Больше об образовании за рубежом>>>
Deutsche welle
21.04.2011