В ЕС подготовят европейский рейтинг высших учебных заведений

Мобильность студентов - одна из целей Болонского процесса. Для этого, однако, важно иметь и возможность сравнивать вузы в разных странах Европы

В ЕС подготовят европейский рейтинг высших учебных заведений

В Европе насчитывается около четырех тысяч вузов, предлагающих более ста тысяч различных профессиональных направлений. Сориентироваться в таких образовательных джунглях крайне сложно.

"Сейчас еще мало данных о том, что мы называем европейским образовательным пространством, - говорит Геро Федеркайль из немецкого Центра развития высшей школы. – Существующие рейтинги, не очень помогают студентам".

Дело в том, что сравнение университетов происходит прежде всего на глобальном уровне. В самых известных рейтингах - Times Higher Education Ranking и Shanghai-Ranking - большинство европейских университетов даже не упоминаются. На первых местах, как правило, оказываются американские альма-матер, среди европейских вузов - это обычно Кембридж, Оксфорд или Лондонская школа экономики.

Информации об условиях обучения мало

Однако проблема не только в том, что речь идет о глобальных рейтингах, которые позволяют получить только крайне условное представление о европейском образовательном пространстве. "Следует заметить, что оба рейтинга в первую очередь касаются научной деятельности. Поэтому они лишь ограниченно удовлетворяют интересы студентов, которые ищут информацию об обучении за рубежом", - подчеркнул Федеркайль. Shanghai-Ranking, например, учитывает то, сколько выпускников конкретного вуза, начиная от 1901-го года, получили Нобелевскую премию. Потенциальные студенты, однако, скорее интересуются уровнем оснащения библиотеки, условиями преподавания или тем, как организована опека над студентами. Но такой информации в глобальных рейтингах не хватает.

Комиссия ЕС решила изменить ситуацию и поручила немецкому Центру развития высшей школы и еще ряду других структур составить свой рейтинг, который был бы рассчитан прежде всего на студентов. Работа уже ведется, рассказывает Федеркайль. "Рейтинг не будет ограничиваться лишь Европой. Он будет глобально сравнивать вузы. Этого хочет Еврокомиссия. И это важный аспект, который позволяет посмотреть, где находится Европа по сравнению с остальным миром. При этом все будет делаться учитывая мобильность студентов".

Сравнение улучшит качество преподавания

Такая идея пришлась по вкусу и политикам. Министр образования немецкой федеральной земли Саксония-Ангальт Ян Хендрик Ольберц не исключает, что составление такого списка позволит улучшить уровень преподавания. "Надеюсь, что у нас развернется дискуссия вокруг качества образования. Ведь студенты только тогда эффективно учиться, когда преподавание является эффективным, если их сопровождают во время учебы, помогают советом. Такая помощь особенно важна в самом начале обучения".

Но возможно ли сравнить семинары в Греции, Польши, Дании или Албании? По словам Федеркайля, такое сравнение является крайне сложным делом: нужно учитывать культурные и языковые особенности отдельных стран, а это - самый большой вызов. "Мы, скажем, не знаем: как оценивают студенты в Китае свои вузы? Принято ли у них вообще критически высказываться относительно собственного вуза? Бесспорно, это нам тоже придется проверить, что является одним из интереснейших моментов нашего исследования", - говорит Федеркайль. Результаты европейского рейтинга вузов планируется представить через два года.

Авторы: А. Гиммельрат, В. Медяный

Deutsche welle
11.05.2010