![]() |
Независимость науки и преподавания - важное достояние демократии. Но как быть, когда университетский профессор получает деньги от частного предприятия. В Германии немало фирм выступает спонсорами вузов |
Немецкие вузы и спонсоры - есть ли место независимой науке?
Идея заключается в следующем: фирмы предоставляют вузам поддержку путем финансирования профессорской ставки и всех работников, которых требует деятельность ученого и преподавателя. Соответствующие соглашения подписываются как минимум на пять лет.
В Германии такой вид спонсорства впервые начали практиковать с 1985-го года. "Спонсор, как правило, это представитель промышленности, заинтересованный, прежде всего, в новых разработках, - поясняет физик Карстен Бузэ, ставка которого в Боннском университете финансируется компанией Deutsche Telekom. - Фирмы заинтересованы также в получении, по крайней мере, части прав на патенты на инновации, разрабатываемые собственно за их деньги".
Обоюдная выгода
Итак, выгода для университета - профессор, работающий на спонсорской ставке, занимается студентами и аспирантами, выгода для предприятия - он разрабатывает новые патенты. По мнению Карстена Бузэ, таким образом, обе стороны оказываются в выигрыше от такого сотрудничества. Сейчас в Германии насчитывается 650 профессоров, которые работают именно по такой схеме. Более половины из них заняты в сферах естественных и инженерных наук.
При этом постоянно подчеркивается, что ученые ни в коем случае не выполняют заказы промышленности, а свободно выбирают темы для своих исследований и руководствуются при этом исключительно научными критериями.
"Ножницы в голове"
Подобным заверениям верят, однако, далеко не все. К критикам причисляет себя и Торстен Бультманн из Объединения демократических ученых: "Формально методика, по которой работают профессора, является независимой, и они могут себе представить, что действительно занимаются свободной наукой. Но не следует забывать об известных "ножницах в голове", ведь весь поиск, выбор методики и предмета изучения определяется спонсорами профессора".
Карстен Бузэ категорически не согласен с такой точкой зрения. "По крайней мере, в Бонне, где мне приходится сейчас работать, всегда царила открытость и толерантность, - утверждает физик. - К счастью, тут тебя еще никто не упрекал в том, что ты продал душу, согласившись на сотрудничество с промышленностью. Как по мне, то от такого сотрудничества выгоду имеют обе стороны".
Что делает Bayer в университете?
И все же определенный неприятный привкус остается. Так, Кёльнский университет тесно сотрудничает с фармацевтическим концерном Bayer в разработке медикаментов. Студенческий представитель Патрик Шнеппер указывает на многие открытые вопросы.
"Мы хотели бы узнать, что собственно делает Bayer в университете? Что делает университет для Bayer? Как все это происходит? С независимостью науки, на наш взгляд, это не имеет ничего общего. Мы не знаем, как все это оценить, так как нам никто точно не говорит, что именно делается".
Все, в том числе и студенты, понимают, что во времена пустой государственной казны, такое спонсорство позволяет университету расширить свои предложения для тех, кто учится. Происходит огромная экономия средств: за пять лет проспонсированной кафедры информатики университет экономит более полутора миллионов евро.
Авторы: Армин Гиммельрат, Владимир Медяный
Больше об обучении в Германии>>>
Deutsche welle
25.03.2011