Преподаватели немецких вузов все чаще используют Twitter, Facebook и блоги в профессиональных целях

Профессор математики и информатики педагогического института в Гейдельберге Кристиан Шпаннагель - типичный представитель поколения Web 2.0

Преподаватели немецких вузов все чаще используют Twitter, Facebook и блоги в профессиональных целях

Профессор математики и информатики педагогического института в Гейдельберге Кристиан Шпаннагель - типичный представитель поколения Web 2.0. Его студенты знают, что вовсе не обязательно заранее договариваться о встрече на кафедре и отсиживать ягодицы на жестких стульях в приемной, чтобы пообщаться с преподавателем. "Выловить" профессора можно гораздо быстрее, написав ему в Twitter, в Facebook или оставив сообщение в блоге преподавателя.

Профиль практически во всех социальных сетях, собственный блог… Такая активность в интернете - это хобби или "производственная необходимость"?

Кристиан Шпаннагель: Вы не поверите, но ведение блога очень помогает в общении со студентами. Я размещаю там заметки о своей работе, о накопленном опыте, о научной деятельности, а студенты эти записи тут же комментируют. Такой вот неформальный способ общения. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов электронную почту - на нее приходится 90 процентов всей моей переписки со студентами. А в Twitter я регулярно отправляю сообщения о том, чем занимаюсь в настоящий момент.

- А коллеги разделяют ваше пристрастие к интернету, или вы в их ряду - уникум?

- В кругу моих университетских коллег я, можно сказать, особый случай. Разумеется, есть среди них те, кто ведут блоги, есть те, кто отсылают сообщения в Twitter, но в таком объеме как я, этого не делает никто.

- Насколько подобная веб-активность влияет на стиль вашей работы?

- В наибольшей степени это сказывается на форме проведения семинаров. К примеру, недавно на одном из них студенты общались в режиме онлайн с моими "друзьями" в блоге и в Twitter. В ходе занятия я размещал там сообщения о том, что мы в настоящий момент делаем, эти сообщения тут же комментировали, а участники семинара в свою очередь отправляли свои комментарии. Эффект был просто невероятный!

Кроме того, частое присутствие в социальных сетях влияет и на мои исследования - я получаю своеобразный заряд энергии от людей, которые напрямую не вовлечены в научную деятельность. Университетским преподавателям очень важно общаться с учителями, студентами педагогических факультетов других университетов, со школьниками. И очень здорово, что, благодаря блогу или Twitter, я могу узнать мнение о моей работе со стороны, познакомиться с позицией беспристрастных наблюдателей.

- А когда вы говорите себе "стоп"?

- Нужно следить за тем, чтобы увлеченность современными средствами коммуникации не превратилась в зависимость от них. Иначе это может привести к тому, что количество сообщений в блоге и Twitter резко возрастет, а их смысловая ценность сведется к нулю. В прошлом я едва не перегнул палку. Зарегистрировался чуть ли не на всех социальных платформах - в Facebook, в Twitter, в Xing - и только и делал, что отправлял повсюду сообщения. В какой-то момент я сказал себе: "Стоп, пора сделать паузу, а затем ограничиться лишь несколькими платформами". Сегодня меня можно назвать довольно активным блогером, однако теперь я знаю, что во всем нужно знать меру.

- В наши дни и руководство университетов нередко использует интернет как средство общения со студентами. К примеру, ректор университета в Регенсбурге, профессор Томас Штротхотте (Thomas Strothotte) создал блог, который так и называется: "Спроси ректора". Студентам задают вопросы, затем какие-то из них отбираются, и ректор выкладывает на YouTube видеоролик с ответами. Как вы относитесь к такому способу общения?

- А почему бы и нет? Интернет сближает людей. Студент видит ректора, который отвечает на его вопрос, и в какой-то степени чувствует свою причастность к происходящему. Он видит в ректоре прежде всего живого человека, собеседника, а не недоступного чиновника, сидящего в башне из слоновой кости. А ректор, помимо того, что может обстоятельно и толково ответить на интересующие студентов вопросы, становится ближе еще и учащимся своего университета. Так что важность подобного способа коммуникации для высших учебных заведений нельзя недооценивать. Разумеется, ректор не может находиться в режиме онлайн столько же времени, сколько, скажем, научный сотрудник университета - для этого он слишком занятой человек. Но если раз в месяц он находит время ответить в режиме онлайн на пару вопросов - это уже хорошо.

- А вы не считаете это своего рода рекламным трюком, хитроумной стратегией руководства университета? Ведь, в конечном счете, появление ректора в YouTube - это ответ лишь на малую долю всех вопросов…

- Да, безусловно, социальные сети дают не только возможность разместить в интернете любую информацию, их можно использовать и для рекламных трюков. Окажутся ли они успешными - это уже другой вопрос. Могу лишь сказать, что если блог или социальная платформа не несет в себе ничего кроме рекламы, то это сразу видно. Но поверьте мне - пользователей интересуют те блоги, и те профили, за которыми виден их создатель - с его чувствами, мыслями и идеями.

Больше об обучении в Германии>>>

Deutsche welle
26.04.2011

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!