Мировые тенденции в образовании за рубежом

По данным ЮНЕСКО, число студентов, обучающихся за рубежом, ежегодно растет более чем на 10%. В 2009-м почти три с половиной миллиона человек учились за пределами своей родины. Однако в ближайшем будущем перечень привлекательных для образования стран может измениться

Мировые тенденции в образовании за рубежом

По данным ЮНЕСКО, число студентов, которые учятся за рубежом, ежегодно растет более чем на 10%. В 2009-м почти три с половиной миллиона человек учились за пределами своей родины. Однако в ближайшем будущем перечень привлекательных для образования стран может измениться.

Учиться, нельзя работать

Британские власти в очередной раз взялись реформировать систему высшего образования. Если в прошлом году плату за учебу подняли до £6–9 тыс., а многие научные сотрудники испытали на себе все прелести сокращения финансирования сектора, то теперь университеты стали заложниками государственной стратегии по сокращению количества иммигрантов.

Исследование, проведенное по заказу правительства, показало: каждый пятый мигрант из-за пределов ЕС, приехавший в Британию по студенческой визе, после пяти лет обучения остается в стране. Более того, некоторые «студенты», прибывающие в страну, на самом деле липовые – они просто ищут лучшей доли и пользуются лояльностью британских властей к учащейся молодежи.

В итоге министр внутренних дел Тереза Мэй объявила, что теперь ежегодно будет выдаваться не более 80 тыс. студенческих виз (в последние годы их предоставляли по 300 тыс.). Кроме того, ужесточатся требования к владению английским языком.

Студентам-иностранцам запретят устраиваться на полный рабочий день на каникулах и на неполный рабочий день во время учебы, что ранее разрешалось. Власти хотят убедиться, что студенты приезжают строго на ограниченный срок и учатся, а не работают. Хотя, как подчеркнула министр, «молодежь с новаторскими идеями, приносящая пользу обществу, может остаться в стране, чтобы развивать свои идеи».

Союз университетов и колледжей Великобритании UCU отреагировал на новации пессимистично: «Последнее, что нам сейчас нужно, так это нервная популистская политика, лишающая наши университеты миллиардов фунтов».

Профильный парламентский комитет также предупредил, что любые визовые ограничения «могут серьезно повредить британской системе высшего образования и международной репутации страны».

По данным ассоциации директоров британских университетов Universities UK, образовательные учреждения не только привлекают в страну лучшие умы, но и зарабатывают для родного государства около £5 млрд. ($8 млрд.). Такую сумму тратят в Великобритании студенты-иностранцы.

Как рассказала пресс-секретарь ассоциации Салли Скотт, «в прессе много спекуляций, но количественного ограничения на визы еще не установлено».

По ее словам, цифра в 80 тыс. – предварительная. Она ретранслирует итоги заказанного британским правительством исследования, как сокращение злоупотреблений в оформлении студенческих виз повлияет на их общее количество. То есть, если будет необходимость, цифры могут пересмотреть.

«Кто действительно хочет приехать в Британию учиться и выполнит все визовые требования, приедет, - отметила Салли Скотт. - Так что мы не считаем, что это негативно повлияет на научный потенциал наших университетов».

Добро пожаловать или…

Британия пока еще является второй топ-страной по приему иностранных студентов. Первенство у США – ежегодно в США на обучение едут около 700 тыс. иностранцев, приносящих в экономику страны около $20 млрд. Львиную долю гостей составляют китайцы, а также граждане Индии и Южной Кореи.

После ужесточения американских визовых правил в свете событий 11 сентября, в последующие три года количество иностранных студентов падало, но затем цифра стала восстанавливаться.

Австралия испытывает отток иностранных студентов – около 10% в год – главным образом из-за жестких требований к желающим получить постоянное жительство и частых изменений в государственной иммиграционной политике.

В 2009 году масла в огонь добавила и серия атак на студентов из Индии, после чего индийцы стали ездить в Австралию чуть ли не вдвое реже, а ведь они – вторые по численности после китайцев студенты-иностранцы на австралийском континенте.

Сейчас в стране более 400 тыс. иностранных студентов, вкладывающих в ее экономику $18 млрд. ежегодно. Потому в начале апреля правительство уже заявило, что для выходцев из «избранных» 38 стран (некоторые страны ЕС, Центральной Америки и Юго-Восточной Азии, Индия и Россия) процедура получения визы станет проще.

Швеция ранее значилась на первом месте в рейтинге стран с самым доступным высшим образованием – и поступить в шведские вузы было легко, и денег на обучение нужно было немного.

Однако с осени прошлого года шведские власти решили больше не субсидировать студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Сейчас в Швеции более 42 тыс. иностранных студентов.

«Мы хотим быть уверенными, что студенты учатся у нас из-за высокого качества образования, а не потому, что оно бесплатное», – заявила пресс-секретарь министра образования Яна Бьорклунда Эллин Боберг.

Количество студентов из стран вне Шенгенской зоны, поступивших в магистратуру в Швеции, за последнее время упало почти на 60% и составляет 8 тыс. человек.

Как рассказывает наша соотечественница Яна Калиниченко, после бакалавриата в Украине она поехала изучать гендерные вопросы по магистерской программе в Швеции. На нее нововведение не распространялось, так как она успела поступить в последний «бесплатный» год.

«Я особо не интересовалась, почему власти решили ввести плату за обучение, ведь ничего не поменяешь. Я больше сержусь на украинское правительство за то, что Украина не в Евросоюзе, чем на шведское – за то, что оно переходит на тропу коммерциализации», – говорит Яна.

Теперь программа, по которой доучивается украинка, будет стоить €10,5 тыс. в год, и это помимо обязательных (согласно требованиям миграционной службы) €8 тыс. в год на жизнь.

«Если эти цены вполне оправданны для специальностей по точным наукам, то в отношении наук социальных это совсем не рационально. Ведь обучение заключается в чтении книг в библиотеке и дискуссиях с одногруппниками, - комментирует Яна. -  Готовые заплатить такие деньги украинцы скорее предпочтут обучение в Англии, Франции или США. Ну а те, кто не готов, пусть не расстраиваются – есть соседняя Норвегия, где плату за обучение еще не ввели, да и гранты продолжают предоставлять».

Германия заняла первое место в рейтинге стран «выездного» высшего образования, составленном Британским советом.

Студентка экономического факультета КНУ имени Т.Шевченко Диана Гольдштейн прослушала семестровый курс по международному бизнесу и экономике в Университете прикладных наук (Schmalkalden).

Диана рассказывает, что предметы в вузе все на выбор, а специально для иностранных студентов международный отдел предлагает бизнес-английский, немецкий (различные уровни), европейскую политику, межкультурные коммуникации. Многие предметы для бакалавров и одна магистерская программа целиком читаются на английском.

«Со мной были студенты из России, Украины, Бразилии, Мексики, США, Азербайджана, Узбекистана, Польши, Чехии, Испании, Индии, Пакистана. Раз иностранных студентов много, не чувствуешь себя изгоем и приезжим», - говорит Диана.

Стипендиат немецкой программы академических обменов DAAD Иван Васильченко доучивается по магистерской программе экономики и менеджмента в Университете Гумбольдта.

Он подчеркивает, что многие курсы в Германии читают на английском и задания на экзаменах нередко дублируются на двух языках.

«Думаю, что и экономическое развитие Германии подстегивает студентов приезжать сюда учиться – в надежде найти перспективную работу после окончания вуза», – рассказывает Иван.

Не за свои

Статистика о том, сколько украинцев в данный момент учится за границей, отсутствует. В конце марта заведующий сектором последипломного образования департамента высшего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Константин Кукушкин заявил, что в 2009 году на стажировки, проведение исследований, участие в конференциях и обучение выехало 12,8 тыс. человек, среди них на полный курс учебы – 200 студентов, частичный курс – около 2,2 тысяч.

Лариса Човнюк, вице-президент по международному сотрудничеству Киево-Могилянской академии, подтверждает, что чаще всего украинцы направляются на обучение в Польшу, Германию, Великобританию, Канаду и США.

«Мы не всегда можем отследить, куда отправляются наши студенты. Однако некоторые тенденции выделить можно, - рассказывает Лариса Човнюк. - В основном ездят за счет принимающей стороны, например, по программам DAAD в Германию, Фулбрайта в США. До последнего времени было много шведских стипендий, но сейчас их количество сократили. Британский фонд The Open Society Institute раньше выделял до 10 стипендий на Украину, сейчас – меньше, сократилась длительность обучения, да и выбор программ».

Примечательно, что отечественные власти до недавнего времени в поддержке стажировок и обучения за границей украинских студентов замечены не были.

Однако в конце марта Минобразования заявило, что выделит 44 млн. грн на государственную программу обучения 300 украинских студентов и ученых за рубежом сроком не больше года. Кто и куда поедет, информации пока нет. И хотя в Украине до сих пор остаются проблемы с признанием иностранных дипломов, желающих поучиться за границей не становится меньше. Тяжело сказать, играет здесь роль рвение получить качественное образование или же просто желание эмигрировать.

Профиль
23.04.2011

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!