Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Эксперт: Как очистить систему управления образованием
Эксперт: Как очистить систему управления образованием

Эксперт РПР о необходимости очищения образовании, что позволит открыть перспективу развития

Эксперт: Как очистить систему управления образованием

Со времени увлечения студентами-активистами Майданом Министерства образования и науки Украины, выдвижения требований о коренных изменениях в образовании и назначении нового руководства миновал год.

За это время к активу реформаторов можно отнести такие достижения:

1) Cоздание новой институционной базы – принятие Закона Украины "Про вищу освіту", подготовка новой редакции Закона Украины "Об образовании", разработка Концепции и Стратегии развития образования и наработку нормативных актов для имплементации ЗУ "О высшем образовании";

2) Лоббирование приоритетности реформирования образования и науки на государственном уровне – включение реформы образования и науки под номером тринадцать в пятнадцать первоочередных;

3) Оперативное реагирование и решение проблем студентов и в целом функционирования учебных заведений из зоны АТО – наработка беспрецедентного опыта эвакуации и разворачивание работы университетов и учебных заведений в «материковой Украине» в условиях острого дефицита ресурсов и времени;

4) Широкое привлечение общественности к обсуждению проблем состояния и развития научно-образовательного пространства – формирование Общественного совета МОНУ, многочисленных рабочих групп и других механизмов коммуникации и учета общественной мысли (опрос, информирование).

Что осталось вне поля зрения представителей власти или к чему пока еще "не дошли руки":

1) Обновление и очистка системы управления наукой и образованием. Можно констатировать блокирование действия институтов ‑ антикоррупционного законодательства, имплементацию положений Закона Украины "О высшем образовании", трудового законодательства по вине руководителей и управленцев научных и учебных заведений, которые являются главными получателями выгод старой коррумпированной неконкурентоспособной системы. Они не заинтересованы в проведении изменений и оказывают сильное сопротивление возможностям обновления. Более того, существует реальная угроза демарша, связанная с деятельностью отдельных реакционеров и одиозных персон в составе органов государственной власти, например, неоднократных попыток продвижения законодательных актов о признании результатов ЗНО разных лет и создания условий для поступления в вузы абитуриентов с разной степенью подготовки (см. примеры 1, 2);

2) Переформатирование механизма финансирования, которое требует децентрализации распределения государственных средств, разнообразит источники финансирования за счет включения частных, коммунальных и коллективных инвестиций, рост веса автономии и общественного самоуправления при обеспечении жизнедеятельности образовательных и научных организаций;

3) Решение конфликтов и защита прав научных работников и педагогов. Революция достоинства привела к выдвижению общественных активистов из научно-образовательной среды, которые начали борьбу со старой системой – с низким качеством образования, коррупцией и злоупотреблениями руководства, хищением государственных средств и активов. В адрес МОН, органов обеспечения правопорядка и следствия поступили десятки обращений с просьбой прекратить злоупотребления и вернуть законность в учебные заведения. Однако граждане пока еще остаются один на один с представителями старой системы. Некоторые из них уже потеряли работу в результате своеволия руководителей. Профсоюз работников образования и науки не защищает интересы отдельных членов, сосредоточив деятельность на лоббировании в органах власти больших вопросов, например, сохранение доплат за научные степени и ученые звания. Руководство первичных профсоюзных организаций традиционно выступает на стороне директората. Государственные органы из-за разных причин не спешат помогать активистам (см. негативные примеры 1, 2, 3, 4, 5, 6). При этом можно прогнозировать, что последующее ухудшение экономической ситуации приведет к росту количества и интенсивности конфликтов и нарушений прав педагогов и научных работников;

4) Борьба с коррупцией, которая до сих пор имеет декларативный характер. Так, по данным международной организации "Transparency International", в мире восприятие степени коррупции в образовании является высоким (значение оценки составляет 3,2 из 5 максимальных, что отвечает "чрезвычайной коррупции"). При этом 16 % жителей Земли дают взятки за образование. В Украине таких 33 %, то есть вдвое больше, чем в среднем в мире. "Наше образование является коррумпированным и чрезвычайно коррумпованный" – так  считают 69 % опрошенных сограждан.

Авторы "Доклады о коррупции: Образование" находят коррупцию на всех этапах образования, начиная с дошкольного воспитания до получения докторской степени и проведения научных исследований. Коррупция в школах включает злоупотребления при закупках, наличие теневых школ, привидений-учителей ("мертвых душ"), отвлечение ресурсов, взяточничество при доступе к образованию и покупку аттестатов, кумовство при назначении на должность и подделку дипломов, злоупотребления в использовании школьных грантов, прогулы и частные уроки (репетиторство) вместо формального обучения. Коррупционные действия в высших учебных заведениях схожи с аналогичными в школах, однако имеют и собственную специфику, в частности: незаконные платежи при приеме на работу и поступлении в вуз, клановость и семейственность в управлении, взяточничество при размещении в общежитиях, плагиат, "неустановленное авторство" публикаций в академических журналах. Несмотря на универсальный характер коррупции в Украине, она признана проблемой, решение которой позволит сберечь государственность, повысить уровень и качество жизни граждан, а также будет способствовать росту политического, экономического, социального и культурного потенциала страны.

Следовательно, практически весь спектр проблем в образовании и науке, которые до сих пор не решаются, связаны с «человеческим фактором». Очевидно, что для их решения нужны значительные ресурсы: материальные, финансовые, информационные. И в первую очередь – очищение и обновление системы управления через привлечение высоконравственных мотивированных профессионалов, которые должны заменить дискредитированных руководителей и управленцев.

Нужны ли очищение и обновление?

Ответ на этот вопрос зависит от позиции, которую занимает ответчик по отношению к оценке состояния системы образования и его места (статуса) в этой системе.

Среди украинцев как минимум бытуют две противоположные оценки-позиции состояния системы образования:

1. Отечественное образование устарело как по содержанию, так и по форме, неэффективное, низкокачественное, это та расходная система, которая не способна обеспечить условия для культурного и инновационного воссоздания общества и проигрывает по сравнению с образовательными системами других стран, не способна обновиться в результате засилья бюрократии, коррупции и незаинтересованности субъектов, которые входят в ее состав. Хроническое недофинансирование является источником злоупотреблений и получения ренты, поскольку при дефиците средств руководители и управленцы на всех ступенях имеют возможность перераспределять статусы, ресурсы, средства в собственную пользу.

2. Наше образование на достаточном уровне удовлетворяет потребности в предоставлении образовательных услуг гражданам, государству и бизнесу, обеспечивает формирование у населения ключевых жизненных, профессиональных и социальных компетентностей, в целом отвечает международному уровню, является хорошо структурированным и достаточно эффективным для управления и организации образовательной деятельности. Имеющиеся в нем проблемы являются следствием хронического недофинансирования, что решатся, как только государство станет зажиточным и увеличит размеры вложений в образование.

Обычно между этими полюсами находится множество промежуточных оценочных суждений. По закону нормального распределения, часть поклонников крайних позиций будет незначительной, тогда как сторонники промежуточных оценок будут составлять подавляющее большинство.

Однако нас интересуют именно меньшинства, которые отстаивают крайние позиции, ибо научными работниками установлено, что принятие решений происходит в точках, близких к экстремумам, а не через гармонизацию и включение интересов большинства.

Хочу напомнить, что, по оценкам Евгения Глебовицкого, в Майдане принимали участие только 4‑5 % населения Украины, то есть около 2 млн граждан. Это меньшинство, которое смогло инициировать историческую трансформацию страны, придать ей модернизационный характер и направление движения к мировым ценностям. Ей противостоит реакционное меньшинство, которое состоит из подавляющего большинства получателей выгод старой системы и ревнителей советского и постсоветского прошлого.

Могу утверждать, что поклонники первого варианта оценки состояния системы образования в Украине были активными участниками Майдана и сейчас являются проводниками реформ. Они будут выступать за коренное очищение как образования и науки в целом, так и в первую очередь ее системы управления. Тогда как поклонники второй позиции не заинтересованы в изменениях, поскольку или являются получателями выгод нынешней системы – занимают руководящие позиции, имеют высокий статус в результате полученных преимущественно сомнительным образом заслуг, научных степеней, ученых званий, или являются жертвами некритического мышления и патернализма.

Первые попробуют трансформировать образование в Украине, приблизить его к мировому уровню. Вторые – оказывать активное сопротивление изменениям, выхолащивать их содержание, возобновлять отжившую систему.

Разговор о том, что нужно из старой системы взять все лучше и добавить в новую также является реакционным, поскольку создает иллюзию компромисса. Будущее творится вблизи возле точек экстремума. Никаких исключений.

Следовательно, либо мы задаем направление трансформации и очищения, либо двигаемся по старой траектории упадка и распада.

Почему нужны очищение и обновление?

За 23 года независимости Украины коррупция и злоупотребления привели к перерождению системы образования в систему, которая имитирует образовательную деятельность. Главным и конечным ее продуктом стал диплом, а не развитие творческого и профессионального потенциала личности. Миллионы украинцев вместо того, чтобы учиться, отбывают время в учебных заведениях, превращая процесс образования в отстаивание очереди за аттестатом или дипломом.

Имитация образовательной деятельности угрожает будущему Украины, поскольку именно от образования зависят успех модернизации нашего общества и достижения высокого уровня и качества жизни граждан в мире, который глобализируется.

В основе упадка образования находятся такие факторы:

  • направленность на выживание большинства населения, рентный характер экономики, что не требует развития интеллекта и высокотехнологических компетентностей;
  • предоставление преимущества персональной выгоде в противовес общественному благу, что, в частности, снижает потенциал экономики в результате "растягивания" общего достояния по индивидуальным "убежищам";
  • отсутствие понимания образования как общественного блага, которое закладывает фундамент развития;
  • отсутствие связи и игнорирования запроса бизнеса на формирование профессиональных компетентных работников;
  • функционирование системы управления с "закрытым доступом", что не позволяет превратить образование в "социальный лифт";
  • использование институтов ‑ законов, правил и норм исключительно для удовлетворения частного интереса или интереса групп получателей выгод – министров и членов их аппаратов, ректоров, директоров школ, руководителей местных органов управления образованием и членов их феодов и клиентелл.

При этом перманентный социально-экономический кризис привел к кардинальному упрощению, примитивизации жизни в Украине, что, соответственно, снизило запрос населения на формирование содержательных современных компетентностей: знаний, умений, навыков, способов мышления и ценностных ориентаций.

Отечественный бизнес также не смог наладить взаимовыгодные связи с образованием для удовлетворения своих потребностей в квалифицированных специалистах. Вероятно, это произошло в результате имеющихся противоречий между направленностью бизнеса на рынок и нерыночным характером существования образования.

Особенное разрушение испытали ценностные ориентации личности, поскольку постсоветский опыт достижения успеха был направлен на интересы противоправного, противозаконного поведения. Массовое подражание аморальному поведению, нарушение этики стали нормой существования, в частности в образовании и науке. Явления плагиата, получения за деньги или услуги научных степеней и ученых знаний бюрократами и людьми, посторонними для образования и науки, расцвели небывалым образом. Поэтому нивелировались не только значение и содержание диплома о высшем образовании, но и кандидатские и докторские степени, особенно в социально-гуманитарных науках, в которых защита диссертации для желающих поставлена на поток.

Следовательно, граждане, бизнес и государство направляют средства (более 7 % ВВП) на функционирование колоссальной системы имитации образования, результатом которой являются:

1) получение диплома без компетентности;

2) обогащение, повышение социального статуса, влияние начальников от образования и их соратников;

3) тотальная недобропорядочность, что проявляется в нарушениях общечеловеческих, профессиональных, академических, управленческих этических принципов.

Как провести очищение и обновление?

Для того чтобы начать позитивные изменения, нужно:

1. Создать и применить новые институты – разработать, принять и внедрить новые законодательные и нормативные акты, в частности:

1.1. концепцию очищения и обновления системы управления образованием и наукой, в которой предусмотреть правовые основы, критерии и методы устранения от занимания должностей дискредитированных лиц, которые одновременно учитывают соблюдение прав человека и защиту демократии и обеспечение наказания виновных в злоупотреблениях;

1.2. стратегию очищения и обновления системы управления образованием и наукой как составляющую антикоррупционной стратегии в сфере образования и науки в пределах Государственной программы реализации основ государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционной стратегии) на 2015–2017 годы. В ней отметить направления (например, «Привлечение к ответственности», «Перераспределение властных полномочий», «Обеспечение открытости и прозрачности»), полные и ожидаемые результаты. Конкретизировать по отдельным направлениям задания, мероприятия, сроки выполнения, ответственных, источники и объемы финансирования, а также индикаторы выполнения;

1.3. внести изменения в антикоррупционное законодательство, в частности в Закон Украины "Про запобігання корупції", посредством которых становятся невозможным и минимизируются злоупотребления в образовании и науке, например, ограничивается подчиненность близких лиц;

1.4. обеспечить формирование системы независимого оценивания деятельности образовательных и научных заведений на основе проведения всестороннего аудита общественными организациями, профессиональными союзами и объединениями бизнеса.

2. Устранить институты, которые способствуют злоупотреблениям, в частности:

2.1. Совместительство при выполнении административно-управленческих функций в вузах. Просветительская общественность ожидает разработки "Положения о полном перечне должностей научно-педагогических и педагогических работников высших учебных заведений", а также отчета как МОН, так и вузов о выполнении на местах Приказа № 166 от 19.02.2015 г. "Деякі питання оприлюднення інформації про діяльність вищих навчальних закладів", в котором посредством придания штатного расписания вузов огласке можно выяснить результат применения на местах пункта 13 статьи 55 Закона Украины "Про вищу освіту";

2.2. Совместительство в вузах представителей власти при выполнении ими служебных полномочий в результате предотвращения возникновения конфликта интересов, в частности относительно последующего получения ученых званий. Внести соответствующие изменения не только в Постановление от 3 апреля 1993 г. № 245 "Про роботу за сумісництвом працівників державних підприємств, установ та організацій", но и в общий приказ Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины № 43 от 28.06.93 "Про затвердження Положення про умови роботи за сумісництвом працівників державних підприємств, установ та організацій";

2.3. Получение научных степеней представителями и начальниками законодательной, исполнительной и судебной власти во время выполнения ими полномочий, поскольку, во-первых, практически невозможно соединить подготовку диссертации с выполнением государственных функций и, во-вторых, это приводит к конфликту интересов;

2.4. Подчиненность близких лиц, на основе которых создаются семейные кланы и родственные клиентеллы. Их члены пользуются неизменным пребыванием на руководящих должностях собственных патриархов, превращают государственные учебные заведения в источник для паразитирования и перераспределения ресурсов в интересах кланов и клиентелл. Следовательно, следует законодательно и практически ограничить совместную работу близких лиц в заведениях, которые имеют государственное финансирование;

2.5. Применение представительской в противовес прямой демократии в органах общественного самоуправления при проведении выборов руководителей. При условиях представительской демократии, как правило, нарушаются результаты волеизъявления в результате создания неравного доступа для потенциальных избирателей, поскольку неблагонадежные члены трудового коллектива исключаются из процесса волеизъявления. При этом именно лояльные к руководству кадры становятся избирателями во время проведения волеизъявления и, таким образом, гарантируют получение необходимого результата и обеспечивают его легитимизацию.

2.6. Урегулировать деятельность "исполнителей обязанностей", в частности:

2.6.1. лицо – исполнитель обязанностей не может принимать участие в выборах;

2.6.2. ограничить срок пребывания на должности с приставкой и.о. до трех месяцев (на время проведения конкурса на должность);

2.6.3. ограничить круг решений, которые могут принимать руководители с приставкой и. о.;

2.6.4. запретить назначение лиц на должности с приставкой и. о., которые предварительно занимали другие лица с приставкой и. о;

2.7. Ограничить распространение кланов и клиентелл при проведении конкурсов на занимание вакантных должностей среди получателей научных степеней и ученых званий путем их выявления и создания баз данных о недобропорядочных педагогах и научных работниках;

3. Сократить полномочия исполнительной ветви власти в органах управления научными и учебными заведениями таким образом:

3.1. Перераспределить в зону ответственности наблюдательных (попечительских) советов такие функции руководителя ВНЗ (на примере Закона Украины "О высшем образовании"):

3.1.1. решает вопрос финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения, утверждает его структуру и штатное расписание;

3.1.2. контролирует соблюдение всеми подразделениями штатно-финансовой дисциплины;

3.1.3. обеспечивает создание условий для осуществления действенного и открытого общественного контроля деятельности высшего учебного заведения.

3.2. Перераспределить в зону ответственности наблюдательных (попечительских) советов такие функции ученого совета (на примере Закона Украины "О высшем образовании"):

3.2.1. принимает финансовый план и годовой финансовый отчет высшего учебного заведения;

3.2.2. принимает решение о размещении собственных поступлений в территориальных органах центрального органа исполнительной власти в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств или в банковских учреждениях;

3.3. Перераспределить в зону ответственности ученых советов такие функции руководителя ВНЗ (на примере Закона Украине "О высшем образовании"):

3.3.1. осуществляет контроль качества работы педагогических, научно-педагогических, научных и других работников;

3.4. Внести соответствующие изменения в действующий Закон Украины "Про вищу освіту", но учесть предложения при создании новых законов в сфере образования и науки.

3.5. Институционно начав и обеспечив деятельность органа медиации и фасилитации для рассмотрения и решения внутренних конфликтов и проблем, в функции которого должны входить установление коммуникации между участниками конфликта, анализ конфликтных ситуаций и проблем, организация переговоров и генерация путей выхода из конфликтной ситуации/решения проблемы. При этом перераспределить в зону ответственности органа медиации и фасилитации такую функцию, как отчисление лиц, которые учатся в вузах.

4. Обеспечить информационную прозрачность:

4.1. Стратегического, текущего и операционного планирования и отчетности о деятельности образовательных заведений и органов исполнительной власти в образовании и науке, использование ресурсов – финансовых, материальных, трудовых, информационных.

4.2. Ввести обязательное декларирование доходов и расходов педагогов, которые выполняют административно-управленческие функции. Общественным организациям проводить мониторинг стиля жизни руководителей и управленцев для выявления отклонений и информирования о возможных злоупотреблениях.

5. Государственным органам управления образования и науки реагировать на обращение образовательной общественности относительно сообщений о фактах коррупции и злоупотреблений.

5.1. Мониторить состояние соблюдения законности на местах, применяя механизм обратной связи и общественного контроля.

5.2. Способствовать расследованию фактов коррупции и злоупотреблений на местах и в руководящих органах. Привлекать к гражданско-правовой, дисциплинарной, административной ответственности виновных лиц.

6. Искоренить недобропорядочность путем сквозного обеспечения соблюдения этических принципов, прозрачности, постоянства и независимой оценки.

Зачем?

Мы находимся на условном перепутье. От того, сможем ли мы подняться над личными интересами и объединиться ради общего блага, буквально зависит будущее Украины. Очищение в образовании позволит переломить тренд упадка и открыть перспективу развития.

В конце хочу привести слова Барнаби Джонсона, в которых отмечена угроза на пути очищения и обновления "Ті, хто чинять і підтримують тиранію, прирікають свої держави на довге та неспокійне жахіття. Прокидання може бути тривалим і позначеним спантеличеним сприйняттям реальності. Це виглядає так, ніби попередній режим замінував світогляд і світ навколо, кидаючи виклик тим, хто мусить установити правосуддя перехідного періоду, яке мусить розплутати ы знешкодити наслідки колишньої несправедливості, не викликавши при цьому ланцюгової реакції нової несправедливості".

Светлана Благодетелева-Вовк (эксперт РПР) на основе замечаний главного эксперта группы "РПР-образование" Владимира Бахрушина, под редакцией Ирины Егорченко (эксперт РПР).

Освіта.ua
09.04.2015


Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Введите ваше имя: Заполните, или авторизуйтесь
Введите код:
Осталось 1000 символов. «Правила» комментирования
TUG
Все тоже самое сначала на силовиках, потом на кроликах, и осторожно переходить на людей.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите
«Нравится»

Спасибо,
не показывайте мне это!