Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Образование и инновации как главный драйвер модернизации
Образование и инновации как главный драйвер модернизации

Эксперт группы Реанимационный пакет реформ о роли образования в успешной модернизации страны

Образование и инновации как главный драйвер модернизации

Реализация избранной украинским народом перспективы евроинтеграции предусматривает осуществление модернизации – овладение высокотехнологическим способом влияния на действительность, прогрессивной организации общества и институтов государства на основе высвобождает потенциала граждан.

Успех модернизации Украины зависит от образования, науки и инноваций. Они обеспечивают эволюцию общества, культуры и человека через социализацию и индивидуализацию, развитие сознания, осложнения поведения, разнообразит способы деятельности и форм существования, запуск социальных лифтов.

Соответственно Указу Президента Украины № 5/2015 "О Стратегии устойчивого развития "Украина-2020" предусматривается провести 62 реформы государства по четырем векторам. Самой приоритетной из них является реформа системы национальной безопасности и обороны, обновление власти и антикоррупционная реформа, судебная реформа.

Группа РПР-образование приветствует включение в пятнадцать первоочередных реформы образования, науки и инноваций под номером тринадцать. Это дает надежду на проведение изменений в этой общественно-важной сфере и запуск процесса модернизации Украины.

Главными действующими лицами в образовании, науке и инновациях являются учитель, преподаватель, научный работник. От их работы зависит успех модернизации. Однако все они кардинально недооценены в украинском государстве, что проявляется в низкой оплате труда, низком статусе, жестком иерархическом контроле и отсутствии творческой свободы. Социально-экономический и культурный прорыв невозможен без свободного, высокоуважаемого и высокооплачиваемого учителя, преподавателя, научного работника.

Следовательно, стоит сделать реальные шаги для их общественного признания: предусмотреть рост оплаты труда, создание условий для повышения престижности и высвобождение творческого потенциала.

А в первую очередь – инвестировать в рост профессионального уровня учителя, преподавателя, научного работника путем адресного (персонального) финансирования таких мероприятий:

  • изучение иностранных языков и сдачи экзаменов для получения международных языковых сертификатов;
  • овладение информационными технологиями с соответствующей сертификацией полученных навыков;
  • освоение педагогических технологий и инновационных методов обучения на основе MOOC в сочетании с внутренней мобильностью и стажировкой у лучших педагогов Украины;
  • углубления компетентностей по применению научных методов, организации исследований и управления инновационной деятельности.

В сфере образования, науки и инноваций работают около 500 тыс. учителей, 195 тыс. преподавателей и 85 тыс. научных работников. На адресное повышение их профессионального уровня при условии вложения 10 тыс. грн в человека нужно 7,8 млрд грн. При условии предоставления такого финансирования 10 % от общей численности размер фонда будет составлять 780 млн грн, или около $30 млн. Источниками этого фонда могут стать средства помощи, которую выделяют международные организации для проведения реформ в Украине. Главное, что реализация проекта адресного инвестирования в повышение профессионального уровня учителя, преподавателя, научного работника будет способствовать интеграции Украины в мировое и европейское научно-образовательное пространство и, в целом, повысит шансы на модернизацию нашей страны.

Нынешний механизм финансирования образования, науки и инноваций не отвечает потребностям модернизации страны. Следовательно, его необходимо пересмотреть и изменить. При этом составляющими нового механизма финансирования должны стать:

  • децентрализация распределения государственных средств – изменение принципов формирования доходной и расходной части бюджетов путем предоставления местным органам самоуправления значительно больших прав и обязанностей. Это потребует от местных общин высокого уровня ответственности, профессионализма, качества управления и общественного контроля, в частности в вопросах финансирования деятельности учебных заведений;
  • разнообразит источников финансирования за счет включения частных, коммунальных и коллективных инвестиций;
  • рост веса автономии и общественного самоуправления при обеспечении жизнедеятельности образовательных, научных и инновационных организаций на основе внедрения бюджетирования снизу, при котором трудовой коллектив имеет право принимать участие в формировании, утверждении, контроле выполнения операционных, текущих (квартальных, годовых) и стратегических финансовых планов.

При этом процесс финансового планирования – это технология планирования, учета результатов, подготовки отчетов о выполнении плановых заданий и анализа результатов его деятельности в стратегической (больше года), текущей (годовой) и операционной (месяц, квартал) перспективе, который осуществляется на основе представления информации руководителями структурных подразделений относительно имеющихся и перспективных потребностей финансирования. Для овладения компетентностями в вопросах финансового планирования рекомендовать ввести обучение администрации и представителей трудового коллектива заведений образования, науки и инноваций. С целью обеспечения создания прозрачных демократических институтов проекты стратегических, годовых, операционных финансовых планов нужно размещать на сайте заведения для обсуждения и внесения изменений перед их принятием коллегиальным органом общественного самоуправления. Обсуждение стратегического финансового плана должно продолжаться не менее трех месяцев, годового финансового плана – не менее месяца и операционного финансового плана – не менее недели до срока принятия. Отчеты о выполнении финансовых планов с детальным анализом результатов и тенденций нужно размещать на сайте организации в полном объеме после их принятия коллегиальным органом общественного самоуправления.

Система управления является ключевым фактором реформирования сферы образования, науки и инноваций. Следовательно, ее состояние и изменения являются критическим для успеха модернизации Украины. Однако эта система унаследована от административно-командной, бюрократической советской системы управления. Она самовоспроизводится и видоизменяется, приобретая гибридные черты рабовладения, феодализма/клиентализма и коррупционного капитализма. Для поисковика личных выгод в системе управления образованием и наукой созданы идеальные условия, при которых деньги превращаются в статус – аттестаты, дипломы, научные степени и ученые звания, статус – в должности, должности – в получение коррупционных доходов от других благодарных, желающих получить статус и сделать карьеру в органах управления.

Учитывая общественную значимость, нужно провести очистку системы управления образованием, наукой и инновациями, а для этого провести такие мероприятия:

  • устранить совмещение выполнения административно-управленческих функций научными, научно-педагогическими и педагогическими работниками в вузах соответственно п. 13 ст. 55 Закона Украины "О высшем образовании". Для этого подготовить постановление Кабинета Министров "О перечне научно-педагогических и педагогических должностей с выполнением административно-управленческими функций в вузах";
  • ограничить возможность подчиненности близких лиц в образовании и науке на основе надлежащего выполнения функций государственного и общественного контроля;
  • уменьшить количество полномочий исполнительной ветви власти в органах управления научными и учебными заведениями, перераспределив некоторые функции в зону ответственности наблюдательных (попечительных) советов. Внести соответствующие изменения в действующий Закон Украины "О высшем образовании" и учесть предложения при создании новых законов в сфере образования и науки. Институционно начать и обеспечить деятельность органа фасилитации для рассмотрения и решения внутренних конфликтов и проблем;
  • разблокировать социальные лифты для перспективных руководителей, реализовав при проведении выборов на занимаемые административно-управленческие должности метод прямой демократии при условии, что для каждой должности в уставах учебных заведений будут установлены минимальные требования к кандидатам;
  • усилить государственный и общественный контроль. Мониторить состояние соблюдения законности на местах, применяя механизм обратной связи. Способствовать расследованию специальными уполномоченными органами фактов коррупции и злоупотреблений, привлекать к гражданско-правовой, дисциплинарной, административной и криминальной ответственности виновных лиц;
  • искоренить тотальную недобропорядочность путем сквозного обеспечения соблюдения этических принципов, прозрачности, постоянства и независимой оценки. ограничить распространение кланов и клиентелл при проведении конкурсов на занимаемые вакантные должности и среди получателей научных степеней и ученых званий путем их выявления и информирования общественности и государственных органов управления образованием, наукой, инновациями.

С. Л. Благодетелева-Волк, канд. эконом. наук, доцент, эксперт РПР для Освіта.ua

Освіта.ua
05.03.2015

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!