Osvita.ua MBA MBA в Украине Тенденции MBA-2015: прогноз Эдинбургской БШ
Тенденции MBA-2015: прогноз Эдинбургской БШ

Тенденции 2015 года в бизнес-образовании прогнозирует Эдинбургская бизнес-школа

Тенденции MBA-2015: прогноз Эдинбургской БШ

Академический директор Эдинбургской бизнес-школы Восточной Европы Наталья Кривда рассказала Освіта.ua о тенденциях наступившего года в бизнес-образовании. 

Наталья Юрьевна, стоит ли украинским управленцам инвестировать в дорогостоящее обучение в такой период неопределенности?

Обязательно! Есть несколько причин. Во-первых, период неопределенности освобождает время: бизнес часто «сжимается», кто-то вообще остается без работы. Инвестировать в себя, а бизнес-образование это инвестиция, а не затраты – чтобы выстроить стратегию выживания и подготовиться к выходу из кризиса – самый разумный жизненный сценарий во времена перемен. 

Любому думающему предпринимателю, менеджеру высокого уровня понятно, что кризис и послекризисное время потребуют иного качества личностной эффективности, новых знаний, навыков, инструментов, которые не применялись ранее. Собственно, сам кризис связан не только с внешними обстоятельствами, но и с тем, что девальвировались смыслы и ценности предыдущего периода, исчерпались управленческие практики, не работают прежние схемы и модели. 

Ужесточение внешних условий только обостряет проблемы менеджмента. Учиться новому, осмыслять уроки кризиса, вырабатывать эффективно работающие инструменты и механизмы – единственно верная стратегия, осуществить которую дает возможность бизнес-образование

Во-вторых, «эпоха перемен» всегда вызывает у человека определенный психологический дискомфорт, иногда настолько глубокий, что приводит к фрустрации, потере жизненного смысла. Поиски себя, своего места в новом экономическом пространстве и времени – процесс очень непростой. Образование, получение новых знаний и умений как никакой другой процесс помогает личности выстроить новую жизненную перспективу, сформулировать и начать реализовать новые задачи, заряжает оптимизмом, потому что дает конкретные инструменты для преобразования жизнедеятельности. 

Бизнес-образование не сделает вас успешным и счастливым, но оно покажет  вам пути к успеху, расширит смысложизненные перспективы, укрепит веру в достижимость результата, позволит познакомиться с интересными людьми. 

MBA – это прежде всего люди. Кто в первую очередь придет учиться в период кризиса?

Думаю, придут все те, кто всегда является аудиторией бизнес-школы, – это менеджеры высшего и среднего звена международных и крупных украинских компаний, возможно, собственники бизнеса. Новыми могут стать те, кто вынужден был уйти из крупных международных компаний с «золотым парашютом». 

Есть деньги, появилось время, но главное – есть осознанная потребность стать более профессиональным, эффективным, а значит, успешным. Опыт предыдущего кризиса 2008–2009 годов подсказывает, что в составе групп, особенно в сегменте «софт» или гуманитарных предметов, появятся молодые мамы или те, кто сегодня находится в декрете. 

Укрепится тренд, вырисовывающийся в последний год, – придут за качественным европейским образованием высоко мотивированные чиновники высокого уровня и уровня выше среднего. Мы все, как общество, должны надеяться, что только появление образованных, честных и ответственных перед сообществом менеджеров поможет украинскому истеблишменту справиться с грандиозной задачей очищения и драматического повышения эффективности. 

Опыт Эдинбургской бизнес-школы и то обучение, которое мы осуществляем в рамках своей социально-ответственной образовательной политики в сообществе, демонстрируют, что появился новый «потребитель» качественных британских управленческих практик и инструментов – менеджер негосударственных организаций, фондов, сообществ, которые выросли из волонтерской социальной инициативы. 

У этих людей, как правило, ярко выраженная моральная позиция и мощная мотивация, но отсутствует в нужной мере опыт в проектном менеджменте, в управлении людьми, организационном поведении, профессиональной маркетинговой коммуникации и управленческом учете. Они не готовы нанимать консультантов, но готовы учиться сами. 

В связи с событиями в стране и в экономике, какие будут новые акценты в формате и контенте программ?

Думаю, внимание авторов курсов и составителей программ будет сохраняться в сферах всего, что связано с преодолением или минимизацией рисков – финансовых, налоговых, кредитных, мотивационных. 

Повышенный интерес сохранится к стратегическому менеджменту и стратегическому планированию, ведь потребность в формировании новых бизнес-моделей в жестком кризисном экономическом пространстве/времени очевидна. 

Как всегда, «эпоха перемен» ознаменуется взрывоподобным интересом ко всему, что связано с человеческим капиталом – как управлять людьми в условиях «урезанного» бюджета, чем мотивировать, как оценивать и награждать, если финансовые рычаги нельзя задействовать. 

И как менеджер (директор бизнес-школы), и как эксперт (доктор философских наук, профессор), и как гражданин я глубоко убеждена: остро востребованной станет тема лидерства: сегодня – не завтра, не в следующем году – компаниям, сообществам и организациям, стране в целом жизненно необходимы лидеры нового формата, сформировавшие понимание лидерства по отношению к другим, по отношению к организации, по отношению к себе в новом континууме. 

Речь идет о трансформационном лидерстве, которое основано не только на явном или подразумеваемом обмене между лидером и группой – «вы выполняете обязательства, я плачу зарплату»; речь идет о лидерстве, вдохновляющем сотрудников или народ на выход за рамки собственных интересов во имя целей и ценностей высшего порядка. Такой лидер-харизмат – будь-то директор компании или политический деятель – должен предложить обществу не только четкое видение будущего, но и определенную социальную архитектуру, которая может институализировать и сделать необратимыми изменения в компании или стране, он должен не только установить высокую планку ожиданий по отношению к своим последователям (сотрудникам или населению), но и заслужить глубокое доверие, искренне верить в свои силы и силы последователей, проявляя внимание и заботу о них на деле. 

В связи с тем, что творится с долларом и ценами в целом насколько подорожает бизнес-образование?

Хороший продукт – будь то британское образование или автомобиль «Роллс Ройс» – драматически дешевеет или дорожает, только когда падает или возрастает его ценность для потребителя. Хорошее не может стоить дешево! 

Думаю, в условиях финансового и платежного кризиса социально-ответственные бизнес-школы и другие консультационно-образовательные учреждения не позволят себе поднять цену на востребованную услугу. 

Информационное пространство насыщено предложениями акций и скидок на образовательные продукты. Выглядит привлекательно, но возникает вопрос из сферы «теории справедливости»: если сегодня вы способны продать двухдневную программу, например, по маркетингу, за 100 единиц, то почему месяц назад вы оценивали ее в 200? 

Я как покупатель задаюсь естественным вопросом о прозрачности и разумности ценообразования. Возможно, продавец несусветно завысил стоимость в прошлом или продукт обесценился сегодня? 

Серьезные бизнес-школы и в стране, и в мире не могут позволить себе таких колебаний цены; если же предлагается разумное снижение цены, то ее могут позволить себе только те, кто производит продукт самостоятельно, в нашем сегменте – это украинские бизнес-школы. Эдинбургская бизнес-школа является глобальной британской институцией, цену ее программ не могут снизить самопроизвольно в Сингапуре, Киеве или Базеле, потому что ее ценность для студентов не изменилась в связи с ситуацией в стране, а, скорее, возросла. 

Согласитесь, странно выглядело бы снижение цены на i-phone именно в Украине, потому что «у нас сложная ситуация». Тем не менее, колебания курса валюты в стране и проблемы нынешней экономики повлияли на структуру оплаты за изучение программ в Украине. ЭБШ Восточная Европа предлагает платить за каждый курс программы MBA отдельно, что позволяет растянуть платеж во времени. 

Какие самые актуальные факторы и тенденции будут влиять на бизнес-образование в Украине в 2015 году?

Мне кажется, те тенденции, которые просматриваются в украинском сообществе в целом. Сразу подчеркну, тенденции разнонаправленные, поэтому актуальными могут быть разные формы и форматы бизнес-образования. К основным тенденциям отнесу: 

Успешная модернизация экономики и предпринимательской сферы должны начаться с изменения системы управления на микро- и макроуровнях; критическое повышение эффективности ее работы, что невозможно без подготовки высококвалифицированных специалистов, не только жаждущих менять процессы и процедуры, но и умеющих это делать. В общественном сознании модернизация отождествляется не только с внедрением современных технологий, но и с очищением управленческого аппарата в публичном секторе, повышением эффективности управления и социальной ответственности в бизнес секторе. 

В иерархии необходимых мер на первом месте в сознании украинского гражданина стоит искоренение коррупции, а второе-третье место делят «смена системы управления» и «подготовка кадров», что не может не обнадеживать (из аналитического доклада Национального института стратегических исследований). Есть общественный спрос на образованных, эффективных менеджеров, бизнес-образование должно попытаться дать ответ на вызов времени. 

Отсутствие институционального доверия к образовательным учреждениям old fashion увеличивает интерес к европейским форматам обучения, вообще наше общее «движение в Европу» не может осуществляться без европейских целей, ценностей, форм и методов обучения. Думаю, количество иностранных обучающих программ и программ профессионального сертифицирования, предлагаемых украинскому менеджменту, будет расти, лучшие образцы таких форматов будут востребованы тем активнее, чем интенсивнее будет происходить наша евроинтеграция. 

Одним из ключевых трендов останется потребность в «честном» получении диплома, возможность его применения в Евросоюзе, фактическая возможность стать частью европейского и мирового трудового капитала. 

Общество в целом и сообщество предпринимателей в частности активно демонстрируют потребность в фундаментальном бизнес-образовании, основанном на европейском бизнес-опыте, в понимании как традиционных, так и модерных бизнес-практик новых рынков, партнеров. Те программы, которые помогут «разговаривать на одном языке с европейским, американским, азиатским бизнесом», будут очень востребованы. 

Социологические исследования показывают, что для наших соотечественников характерен «короткий взгляд» на жизненную перспективу: как правило, люди не планируют жизнь более чем на год. Не более 20 % населения, в подавляющем большинстве высокообразованные люди, формируют горизонт планирования на 2–3 года. 

Это и понятно: невозможность контролировать развитие проекта собственной жизни, переживание нестабильности, отсутствие культурной традиции, ясного пула общественно значимых ценностей, ориентируясь на которые, можно было бы формировать жизненный план. Тем не менее, мы двигаемся в сторону среднесрочных проектов, сегодня для нас важно, чтобы они были успешными. Поэтому, мне кажется, будут востребованы гибкие, мобильно двигающиеся во времени (и пространстве) открытые программы. 

Глобализация и развитие сетевого информационного пространства вызвали и будут усиливать интерес к различным формам электронного дистанционного обучения. Внимания заслуживают только качественные, содержательно насыщенные форматы, не в последнюю очередь гибкие и удобные с точки зрения потребителя. Наличие таких форматов обучения удовлетворит потребность в получении знаний и приобщении к модерному информационному пространству, но оставит открытым запрос на общение, на построение взаимоотношений в реальных бизнес-сообществах. 

Студент/слушатель идет в бизнес-школу, чтобы найти единомышленников, общаться с ними, ощутить свою принадлежность к когорте думающих, действующих, творящих коллег и сограждан. Обучение в школе не утратит своей значимости. 

Восприятие работы как «заработка», реже – как «карьеры», медленно, но все же эволюционирует в сторону отношения к работе как к призванию, самореализации и творчеству. Люди хотят ощущать радость от достижений, хотят быть причастными к значимым проектам, быть востребованными и реализоваться. Получение качественного образования ведет к тому, что человек сознательно строит жизненную стратегию, осмысливает свою профессиональную деятельность как общественно значимую, получает удовольствие от выполнения задач высокого уровня и своей востребованности и эффективности. Обучающие программы, формирующие понимание ценности профессиональной деятельности не только как способа достижения финансового успеха, но и как приносящей удовольствие, будут востребованы. 

Будет востребовано все, что поможет реализовать функцию социально-продуктивных образовательных, интеллектуальных компетентностей и гражданской культуры. Одним из направлений образования в целом и бизнеса, и узкопрофессионального образования в частности станет формирование у студентов, специалистов, граждан готовности ответить на вызовы нелинейно изменяющегося окружающего мира. Тот, кто будет учить принимать неординарные решения и действовать в гетерогенной гибридной среде, будет очень востребован. 

Что в это непростое время может дать стране бизнес-образование?

Один из известных украинских аналитиков А. Ермолаев считает, что проблема модернизации современной Украины – в существовании общественного и личностного спроса на эти преобразования. Масштаб спроса не совпадает во времени и пространстве с масштабом возможных преобразований, с общественными запросами к качествам человека, поэтому проекты общественных преобразований воспринимаются как нечто непонятное, отдаленное от жизни человека, очень фрагментарно и разорвано. Чаще всего спрос на преобразования имеет абстрактный характер и не связан с практикой жизненного планирования самих граждан, подчеркивает эксперт. 

Общественное понимание стратегий преобразований ‑ мы их привыкли называть реформами и их личная востребованность зависят от зрелости сообщества и личности, формируется такая зрелость общества, так же как и мировоззренческие горизонты личности, под определяющим влиянием образования, науки, искусства, а определяется состоянием гуманитарной среды и культуры в целом. Как ни парадоксально, не образование и наука зависят от уровня развития экономики, а экономика и бизнес зависят от уровня, качества, продуктивности и социальной значимости образования, науки, искусства в обществе. 

Подготовил Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
02.02.2015

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!