В Украине отсутствует связка между вузами и работодателями

Компания СКМ и Киевский международный институт социологии представили рейтинг вузов Украины "Компас-2012", а также результаты исследования "Выпускники украинских вузов глазами работодателей"

В Украине отсутствует связка между вузами и работодателями

Координатор исследовательских проектов КМИС Андрей Кашин ответил на вопросы Освіта.ua о принципах составления, критериях и задачах рейтинга Компас, а также поделился мнением о необходимости взаимодействия между высшими учебными заведениями и компаниями-работодателями в контексте ожиданий работодателей и фактической подготовкой молодых специалистов.

Андрей, различные рейтинги очень интересны широкой аудитории. На сколько их можно считать объективными?

В большинстве случаев рейтинги, с точки зрения методологии, являются достаточно объективными. Для составления рейтингов может использоваться информация, предоставляемая самими университетами, статистическими ведомствами и организациями, либо собираться с использованием социологических методов. В то же время выбор показателей рейтинга (какая информация будет собираться, и, соответственно, какая часть деятельности университета будет оцениваться), объединение их в более крупные индикаторы и выбор среди них наиболее/менее значимых зависит от разработчиков рейтинга, задач, которые должен решать рейтинг.

Например, Шанхайский рейтинг, а это один из ведущих мировых рейтингов, в оценке уделяет наибольшее внимание исследовательской деятельности (например, в него входят такие индикаторы, как количество лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий среди выпускников и сотрудников высшего учебного заведения, количество статей опубликованных в престижных научных журналах Nature и Science, и другие индикаторы). Британский рейтинг QS кроме научной успешности университета, также обращает внимание и на репутацию университета среди работодателей, соотношение количества преподавателей и студентов, а также на интернационализацию преподавательского и студенческого составов.

Как мы видим, уровень университета можно определять по-разному. Поэтому можно сказать, что рейтинги содержат как объективную, так и субъективную части.

Журнал "Корреспондент", недавно опубликовал свой рейтинг вузов. Среди опрошенных работодателей фигурируют одни и те же компании, но тройка лидеров идет в другом порядке. На первом месте – Университет им. Шевченко, за ним – Киево-Могилянская академия, и только на третьем месте – КПИ. Какому рейтингу верить?

Действительно у журналов "Корреспондент", "Деньги" существуют свои рейтинги. Например, у "Корреспондента" – это рейтинг лучших университетов, по мнению лучших работодателей. Т.е. у них есть свой рейтинг  лучших компаний-работодателей Украины, среди которых проводился опрос  и на основании их ответов (чтобы вы понимали, это порядка 30 компаний) был составлен рейтинг университетов.

В рейтинге "Компас" оценка мнения работодателей основана на ответах представителей 845 компаний со всей Украины. Плюс отдельно учитывается экспертная оценка. В качестве экспертов выбираются компании, признанные в своей отрасли. Т.е. результаты рейтинга "Компас" можно считать более устойчивыми, объективными, репрезентирующими мнение крупных и средних компаний для Украины в целом. Согласно нашим результатам первое место занимает "Киевский политехнический институт". Второе - университет имени Тараса Шевченко. Третью ступеньку делят между собой Национальный университет "Киево-Могилянская академия" и Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана.

Когда разрабатывался Компас, были ли учтены критерии мировых рейтингов? Какие основные критерии и их вес в общей оценке?

При разработке методологии рейтинга Компас мы консультировались с представителями Мирового банка, Министерства образования и науки Украины, Академии педагогических наук Украины. Методология прошла утверждение Экспертным советом рейтинга, в который входят представители украинского образования и международных рейтинговых организаций (QS, IREG (Международная экспертная группа по университетским рейтингам)). Также в 2008 году состоялось пилотное исследование, по результатам которого, было решено остановиться на следующих критериях: оценка выпускников (составляет 10% общего показателя), оценка работодателей (31%), оценка экспертов (29%), сотрудничество вуза и работодателей (30%).

Например, критерий "репутация университета среди работодателей" используется в британском рейтинге QS, а данные опроса выпускников - в рейтинге CHE, который оценивает высшие учебные заведения Германии.

А как оценивался критерий "сотрудничество вуза и работодателей"?

Респондентам задавался вопрос, с какими вузами у них налажено сотрудничество? Важна была количественная оценка, мы не делали разделения по видам сотрудничества.

Одна из целей Компаса, в конечном счете, повысить качество высшего образования. В какой степени сами высшие учебные заведения заинтересованы в Компасе? Если Вы даете вузам какие-то рекомендации, то насколько они их придерживаются?

Мы сотрудничаем с высшими учебными заведениями на этапе проведения исследования. Они предоставляют нам информацию о своих выпускниках, о компаниях, с которыми работают. Мы не подготавливаем каких-либо специальных рекомендаций, и нам таких запросов не поступало со стороны вузов. Пока что больше проводится "информационно-просветительская» деятельность среди вузов: объясняем, как составляется рейтинг, зачем он нужен. Заинтересованность со стороны вузов увеличивается с каждым годом и выпуском рейтинга "Компас".

Также, по всей видимости, на внимание вузов к рейтингам влияет и то, что в утвержденной программе экономических реформ в качестве критерия эффективности образовательных изменений, называется присутствие украинских вузов в ведущих международных университетских рейтингах (сейчас, если не говорить о рейтинге Webometrics, только два отечественных университета представлены в QS, а в рейтинге Таймс ни одного).

Хорошо, давайте поговорим об исследовании "Выпускники вузов глазами работодателей". Какая была основная цель исследования?

Причиной послужила проблема, которая присуща не только для рынка труда Украины, но и для других рынков, в частности, европейского. Это проблема разрыва между навыками, которые имеют сотрудники (например, выпускники приобретают в учебных заведениях), и навыками, которые работодатели требуют от своих сотрудников.

Для Украины эта проблема особенно актуальна, т.к. не существует связки между высшими учебными заведениями и работодателями. Если, например, в Великобритании существуют отраслевые советы, которые определяют набор навыков для каждой профессии, то у нас учебная программа формируется вузами и Министерством образования. Собственно, невнимание к требованиям работодателей и приводит к таким несоответствиям. Целью исследования было их выявить и конкретизировать.

Прогнозируемым ли был полученный результат?

Дело в том, что мы уже проводили подобные исследования – год назад завершилось исследование для Европейского Фонда Образования. Правда, в исследовании участвовали только телекоммуникационные предприятия, но нарекания со стороны работодателей были схожими. На первом месте – нехватка у выпускников практических навыков, на втором – отсутствие навыков решения проблемных ситуаций. Также выпускникам не хватает, так называемых Soft Skills: коммуникабельности, навыков проведения презентаций и навыков ведения переговоров. Большинство тренингов в компаниях ориентированы на развитие соответствующих навыков.

Чем объясняется такой большой разрыв между ожиданиями работодателей и фактической подготовкой молодых специалистов?

Как я уже говорил – основная проблема в отсутствии связки работодатели-вузы. Также важный фактор  – формальное отношение к прохождению студентами практики. Если говорить о нехватке Soft Skills, то здесь может быть несколько причин. Сюда можно отнести, и нехватку технического обеспечения для презентаций, отсутствие занятий в формате, развивающем эти навыки (семинары с презентациями студентов) и традиционную модель подачи информации, и собственно неразвитость  этих навыков у некоторых преподавателей.

Согласно исследованию, студенты с одной стороны переоценивают значение навыков владения компьютером и иностранными языками, с другой – недооценивают значимость для работодателя профессионально-практических навыков. С чем это связанно?

Действительно, студенты считают владение компьютером очень значимым. И это действительно важно, но для большинства работодателей является базовым навыком. Без него выпускника даже не пригласят на собеседование (или он не сможет заполнить анкету на иностранном языке). При этом, несмотря на улучшение знаний иностранных языков, компании отмечают недостаточный уровень владения при активном использовании. Представления студентов о требованиях работодателей в идеале должны формироваться в вузах и совместно с представителями рынка труда, но пока это так не работает.

Результаты исследования указывают на явные пробелы в системе подготовки студентов. Насколько, результатами исследования заинтересовалось министерство образования?

Пока ничего сказать по этому поводу не могу, поскольку презентация исследования состоялась совсем недавно. Думаю этот вопрос лучше переадресовать им.

Освіта.ua
24.05.2012

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!