![]() |
Через шесть лет после присоединения Украины к "болонскому процессу" студенты продолжают получать дипломы, непонятные зарубежным педагогам и работодателям |
Призрак болонского процесса
Начиная с 2005 года, уже третий состав руководства министерства образования и науки Украины обещает гармонизировать систему высшего образования в Украине с образовательными системами других стран-участниц "болонского процесса".
Среди обещаний был окончательный переход на трехуровневую систему образовательно-квалификационных уровней – "бакалавр-магистр-доктор", получение выпускниками приложений к дипломам на английском языке с понятными в других странах оценками и объемом учебных курсов, а также более обширная академическая автономия университетов.
Этого всего до сих пор не произошло - на днях выпускники украинских вузов получили привычные дипломы специалистов, магистров и бакалавров, причем последние фактически не дают вчерашнему студенту перспектив трудоустройства.
Трудно усмотреть намеки на гармонизацию украинской системы высшего образования с другими "болонскими" странами и в действиях нынешнего состава профильного министерства, чей скандальный проект изменений к закону о высшем образовании стал предметом нареканий со стороны тысяч студентов и сотен преподавателей вузов.
Признаки гармонизации украинской высшей школы со школами европейских стран сегодня являются сугубо формальными, убежден президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" Сергей Квит.
Он говорит, что многое из обещаний государства в его университете решили выполнять сами. В частности, выпускники вуза уже давно получают приложения к дипломам на английском языке с указанными международными оценками и объемом учебных курсов в "общеболонской" системе ECTS.
И, по убеждению Квита, это мелочи по сравнению с тем, что государство должно сделать, но не делает в рамках интеграции в образовательную Европу. Среди основных задач он называет предоставление академической автономии университетам, интеграцию образования и науки в рамках университетов и повсеместное введение английского языка в вузах.
"Ведь без этого ни нас никто не будет понимать, ни мы не будем понимать никого", - убежден он.
В это же время надежды экспертов на то, что выполнение подобных задач сможет обеспечить нынешнее руководство министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины крайне малы. И хотя сегодня там готовят новый проект закона о высшем образовании, предыдущий документ засвидетельствовал, что министерство тяготеет скорее к сужению автономии вузов, чем к ее расширению, а переход к новой образовательно-квалификационной градации в законопроекте выглядит скорее формально.
Автор: Даниил Билык
Deutsche welle
06.07.2011