![]() |
Отсутствие стратегий у украинских вузов может привести к антропологической катастрофе |
Вуз стратегического значения
"Демографическая яма-2010", которую эксперты прогнозировали, начиная с 2005 года, наступила: количество бюджетных мест в украинских вузах в несколько раз превышает число абитуриентов. Вузы уже пошли на снижение стоимости образования, однако этого недостаточно. Понятно, что в ближайшие годы выживут только сильнейшие - вузы, которые смогут понять, как выйти на передовую мирового образования и сохранить там свои позиции. Для этого им необходима реальная автономия, главные составляющие которой - высокий уровень научных исследований и востребованности выпускников, а также наличие стратегии развития на десятки лет вперед.
О том, почему ни один из украинских вузов до сих пор не разработал такого документа и каковы перспективы высшего образования в Украине, рассказал Александр Коврига, президент международной группы "Школа стратегического инвестирования", один из немногих в Украине специалистов, принимавших участие в разработке стратегий ведущих вузов США и Европы.
Стратегия как диагноз
- Александр Владимирович, в Украине даже о стратегии развития системы высшего образования почти не задумываются. Но каждый уважающий себя вуз США и стран Европы такую стратегию имеет.
- Это диагностический вопрос - есть ли у вуза стратегия, т. е. ключевой инструмент в управлении высшим образованием, влияющий на построение национальной стратегии. Никакое действие по отношению к будущему невозможно вне стратегической работы со сферой высшего образования.
Стратегия - необходимая декларация целей и направлений развития вуза. Она нужна не только для внутреннего развития вуза, но и для его сотрудничества с другими общественными институтами. Стратегирование в высшем образовании - это способ "вытягивания" страны к будущему. Для этого необходимы специалисты, которые движутся на шаг впереди остальных.
Передовые университеты мира стали полноправными участниками формирования нового глобального порядка знаний. У нас же ресурсная нищета беспрецедентна. Запланированное бюджетное финансирование всех вузов Украины 3-4 уровня аккредитации номинально вдвое меньше бюджета лишь одного Йельского университета.
- То есть за годы независимости в Украине даже не задумывались о будущем высшего образования?
- Работая в Секретариате президента, я стремился трансформировать бутафорию со статусами "национальных" большинства украинских вузов - ведь ни один из них не имеет стратегии. Поразительным было неприятие вопроса группой вузов, "боровшихся" за получение автономии. Вместо выхода на составление стратегий своего развития и демонстрации программного статуса, все сводилось к "получению свободы" ректорами, т.е. приватизации.
Я убедился: у нас нет ректоров, способных думать о новых направлениях профессиональной подготовки, планах научных и проектных разработок на 10-25 лет вперед. Ремонт общежития, строительство библиотеки, компьютерного центра - вот их горизонт.
Надо прекратить врать
- Какова причина такой "отсталости"?
- При позорно низком уровне бюджетного финансирования задача получения дополнительных средств стала первоочередной для всех ректоратов. В реальности ректоры фактически являются хозяевами вузов. Есть рекордсмены, прослужившие 35 лет на посту. В таких условиях вуз становится ЧП, где все держится на негласных отношениях кланового типа. Войти туда новому ректору, с новой стратегией и инновационными программами, невозможно.
- Как отсутствие стратегий у ведущих вузов повлияет на перспективы высшего образования?
- Постановка вопроса о разработке и реализации стратегий для вузов радикально трансформировала бы всю экономику, повлияв на роль и место Минобразования, функции Кабмина, потребовала бы установления новой модели отношений вузов с корпоративным сектором, международными организациями, изменила бы статус институтов НАНУ.
Избежать антропологической катастрофы скорее всего не удастся. Знающие и умеющие умирают. Новое поколение на сложные проекты не мотивировано, учиться скоро будет не у кого. Я думаю, надо прекратить врать. Именно отказ от вранья привел конгрессменов США, деловые сообщества Германии и других стран к радикальной переоценке состояния сферы образования. Без этого сформулировать задачи и стратегии развития невозможно. У нас нет иного выхода, кроме как прорываться в новый уклад. Иначе последует потеря технологического суверенитета.
А КАК У НИХ
Стратегии развития на 5-10-20 лет вперед разрабатывают все ведущие вузы мира. Их можно найти на официальных веб-сайтах вузов. К примеру, Манчестерский университет стремится войти в топ-25 вузов мира к 2015 году. Университет Лидса стремится к 2015 году войти в пул университетов, выполняющих научные разработки мирового класса, а также занять достойное место среди 50 вузов-лидеров. Школа медицины всемирно известного Стэнфордского университета заявляет о своей цели стать "лидером мысли" в сфере благотворительных программ, а также на деле влиять на государственную политику в сфере медицины.
ДОСЬЕ
Александр Коврига - специалист по развитию общественных и корпоративных систем, эксперт в области экономики знаний, кандидат экономических наук, магистр подготовки высших управленцев в университетах Беркли, Стэнфорда, Ланкастера, Лондона. С 1987 по 1992 год - руководитель научно-исследовательской лаборатории проблем высшей школы в рамках Всесоюзного эксперимента по созданию новой образовательной системы. С 1995 по 2003-й участвовал в разработках планов стратегического развития университетской системы Техаса, экспертизы систем рейтингования школ бизнеса, университетов нового типа для ХХІ века. С 2005 по 2008-й - глава отдела образования и науки Секретариата президента, соавтор "Государственной стратегии развития Украины", руководитель международной рабочей группы по проблемам развития высшего государственного управленческого персонала.
Марина Бердичевская (Аргументы и факты (Украина), № 19, 13-19 мая 2010)
www.aif.ua
17.05.2010