Вступительная кампания 2011: проблемы справедливости и прозрачности поступления в вузы

В каком-то Лондоне или Париже абитуриент спокойно готовится к вступительным экзаменам, зная, что государство защитит его право на доступ к образованию наравне с другими

Вступительная кампания 2011: проблемы справедливости и прозрачности поступления в вузы

Наш абитуриент понимает, что ни способности, ни основательные знания не являются преимуществом при поступлении. И во многих вузах в ситуации выбора между ним и более слабым претендентом преимущество может быть не на его стороне.

Новые правила поступления узаконили сразу несколько лазеек для тех, кто хочет попасть в вуз с черного хода. И, вместо усовершенствования системы честного и прозрачного поступления мы сегодня наблюдаем ее дерзкое разрушение.

Конечно, самой большой бедой для тех, кто пытается избежать честного приема в вуз, является независимое внешнее оценивание. Абитуриенты, которые проходили его в первые три года введения ЗНО (до прихода на должность министра Д.Табачника), смогли убедиться на собственном опыте, что справедливость и прозрачность при поступлении возможны. Помню, как жаловалась знакомая преподавательница университета: "Из-за этого вашего тестирования не смогла устроить собственную дочку к себе на факультет!"

С помощью ЗНО мы пытались бороться с коррупцией в образовании. А сегодня наблюдаем, как эта коррупция борется с ЗНО. Началось с того, что к результатам тестирования прибавили средний балл аттестата, прикрываясь опасностью ухудшения качества школьного образования. В действительности же учет среднего балла аттестата (не всегда честно заработанного) ухудшил его еще больше. И открыл первый путь для нечестного поступления в вуз.

Прошлогодняя вступительная кампания знаменита и тем, что именно тогда некоторые вузы бросили пробный шар - зачисляли студентов, дерзко и нахально нарушая правила поступления.

Экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук на пресс-конференции, посвященной вступительной кампании, заметил: "В УЦОКО было проверено 1017 приказов о зачислении в вузы и установлено, что полторы тысячи абитуриентов были зачислены в университет с результатом меньше 124 баллов. Почти по пяти тысячам абитуриентов в системе "Конкурс" показаны результаты, не соответствующие тем, которые реально есть в базе данных Украинского центра оценивания качества образования. Три с половиной тысячи человек, которые „засветились“ в базе данных абитуриентов и должны были проходить внешнее оценивание, не проходили его вообще и стали студентами. Почти четыре тысячи тех, чьи фамилии и номера сертификатов есть в рейтинговых списках и в системе "Конкурс", не соответствуют базе данных Украинского центра".

Владимир Ковтунец, координатор программы USETI, руководитель системы "Конкурс", объяснил расхождения в данных базы Украинского центра оценивания и "Конкурса" так: "Система "Конкурс" - элемент общественного мониторинга. Она отображает те данные, которые поступили к нам из университетов от приемных комиссий. Если они что-то перекручивают - это их проблемы".

По словам господина Ликарчука, ни один из руководителей учебных заведений, пойманных за руку Украинским центром оценивания, наказан не был. Следовательно, разведка боем, проведенная некоторыми вузами, показала, что правила поступления можно безнаказанно нарушать.

Судя по правилам поступления-2011, серьезное наступление на независимое тестирование продолжается. Конечно, не открыто, а под видом усовершенствования организации вступительной кампании.

Теперь, кроме аттестата зрелости, получить дополнительные бонусы при поступлении можно будет благодаря победам на всеукраинских олимпиадах. В таком подходе есть своя логика, вузы заинтересованы в талантливых студентах. Но это было бы хорошо в стране, где честность и прозрачность касается всех сфер жизни. В наших же условиях дипломы олимпиад превращаются в дополнительную возможность для махинаций.

По словам Владимира Ковтунца, в 2009 году дипломы победителя Всеукраинской олимпиады и Всеукраинского конкурса научно-исследовательских работ учеников - членов Малой академии наук Украины по истории предоставили 150 человек. Простые подсчеты показывают, что таких победителей может быть максимум 50. И это было в те времена, когда дипломы олимпиад не давали преимуществ при поступлении. Можно себе представить, сколько гениальных дипломантов появится у нас теперь! Очевидно, не меньше, чем тех, у кого высокий средний балл аттестата.

Еще один способ получить преимущество при конкурсном отборе в вузы независимо от уровня знаний - начисление дополнительных баллов слушателям подготовительных отделений вузов. Правда, это касается только тех, кто поступает на естественно-математические и инженерно-технические специальности.

Владимир Ковтунец поддерживает это нововведение: "Уровень подготовки тех, кто идет на естественно-математические и инженерно-технические специальности, обычно значительно ниже уровня тех, кто выбрал гуманитарный профиль. Пусть их немножко подучат преподаватели вузов, уровень преподавания которых выше, чем в школе".

Пусть подучат. Но почему за это надо давать дополнительные баллы? Не справедливее ли будет, если слушатели подготовительных отделений на общих основаниях пройдут ЗНО и там продемонстрируют, чему их научили?

То же касается и победителей олимпиад. Если их знания действительно основательные, сдать экзамен на "отлично" и этим подтвердить свои награды будет нетрудно.

"Разбавление" результатов независимого тестирования дополнительными баллами приведет к девальвации системы ЗНО и создаст дополнительные возможности для манипулирования его результатами. Потому что в этом году в рейтинговых списках поступающих будет показан общий, суммарный балл каждого. Никаких объяснений, за что и сколько баллов получил тот или иной абитуриент, не будет. Конечно, это очень выгодно для тех, кто захочет сфальсифицировать рейтинговый список поступающих.

Альгирдас Забулионис, международный эксперт, консультант Anglia Assessment и USETI, подчеркивает: "Система вступительных экзаменов должна быть хороша не только технически и теоретически, ее надо оценивать по влиянию на систему образования. Результаты ЗНО показали, что ваши ученики не знают так, как вам хотелось бы, ни физики, ни математики, ни иностранных языков. Тестирование должно поддержать ценности средней школы, стать импульсом для образования и подтолкнуть ученика уделять больше внимания проблемным предметам. Вместе с тем университетам выгодно винить во всех проблемах школу и использовать вступительную кампанию как ширму для того, чтобы скрыть собственную инертность. Дескать, пока у нас нет возможности отобрать лучших студентов, нет потребности думать об улучшении качества своей работы. Давайте придумаем универсальный инструмент отбора, и все будет хорошо в нашем учреждении! Но ведь никакая система ЗНО не породит для вас новых лучших студентов. Вы должны их воспитать сами!"

Но не все в деле улучшения качества высшего образования зависит от университетов. При том финансировании, которое получают многие из них, трудно говорить об улучшении научной базы. Владимир Моренец, вице-президент НАУКМА, подчеркивает: "Существенным образом сокращены средства, которые государство должно выделять на содержание нашего университета. Так, на оплату коммунальных услуг в этом году мы имеем одну четвертую от потребности. А остальные три четверти вынуждены покрывать средствами из спецфонда, которые должны были бы потратить на улучшение учебного процесса, приобретение дополнительного оборудования, стимулирование труда педагогов, то есть улучшение самого качества работы".

Что это означает для абитуриента? Что вузам не останется иного выбора, как увеличить количество студентов-контрактников. "Контрактник - это более слабый студент (конечно, есть исключения), но с финансовой точки зрения он выгоден. Мы вынуждены выживать, но у нас меньше всего контрактников - 30%. У нас нет заочников и вечерников - мы не продуцируем пустых дипломов. В большинстве университетов 50% контрактников, а в некоторых даже 90%".

Но не все вузы в таком затруднительном положении. По словам В.Моренца, в целом на сферу высшего образования и финансирование науки из госбюджета выделяется более одного миллиарда гривен. "И этот миллиард распределяется весьма специфически, фактически, между тремя вузами - КНУ им. Т.Шевченко, Киевским политехом и Аграрным университетом. Остальные (несколько десятков миллионов) делятся между всеми другими вузами. К примеру, НаУКМА имеет около 1 млн. 600 тыс. грн. А в КНУ - в 400 раз больше. Может, он в 400 раз превосходит нас по формально-количественным показателям? Ничего подобного. В 15-20 раз. О каком паритете здесь можно говорить?"

Не облегчат судьбу абитуриентов и обещания Министерства образования и науки (письмо МОН №1/9-3 от 06.01.2011) размещать государственный заказ с учетом так называемого регионального подхода и профильности учреждений. Некоторые эксперты считают, что под этой формулировкой завуалированы попытки руководителей образовательного ведомства оказать давление на непокорных ректоров.

"Сегодняшнее министерство прагматически умелое. И все имеющиеся рычаги давления оно использует. По мелочам тех прижмем, этим дадим. Например, в Авиационном университете, где проректор Максим Луцкий, открывают журналистику, перевод и еще что-то, не имеющее никакого отношения к обеспечению авиационных полетов. А нам до сих пор держат материалы лицензирования на информатику. Избирательный подход к вузам сегодня особенно ощутим", - убежден В.Моренец.

Итак, тем, кто поступает в вузы в 2011 году, надеясь только на собственные знания, не позавидуешь. "Усовершенствованные" условия приема в вузы существенным образом уменьшают шансы на справедливое поступление и равный доступ к образованию.

Остается только удивляться: неужели нам не нужны квалифицированные специалисты? Куда мы денем потом тех, кого приняли не за знания, а "через черный ход"? Возможно, ответ на эти вопросы знают дипломированные специалисты с учеными степенями из администрации президента? Ведь 2011 год в соответствии с указом В.Януковича объявлен Годом образования.

Автор: Оксана Онищенко

Дзеркало тижня. Україна
23.04.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Евгений
скажите пожалуйста я отправил заявку что бы мне добавили 3 бала для поступления это реально их получит?
Абитуриент
Как активный участник олимпиад и конкурса МАН, скажу, что автор абсолютно не знаком с этой системой. Не все в таких темных тонах, как описывается. Какие-либо злоупотребления на всеукраинских этапах маловероятны (жюри из университетов начиная уже с областных этапов конкурса). Участники перелопачивают такую же кучу дополнительного материала, которую автор статьи видимо поленился перечитать, дабы составить статью объективно, а не на основании своих догадок, предположений и одного интервью. Доп. балы необходимы в условиях, когда учитывается средний бал, иначе зачем ученикам тратить время на участие в олимпиадах и конкурсах? Тема "льготников" куда интереснее, или же тема внутренней коррумпированности ВУЗов, а это, извините, разговор ни о чем и попытка раздуть сенсацию.
оксана
Хочу сказать что вэтом году очень много липовых медалистов и олимпиадников.У нас по Артемовской школе 12 два липовых медалиста,и 12 олипиадников,это те дети которых тянули за деньги родителей и теперь они идут в списках первыми на зачисление и о какой справедливости можно говорить? Образорвание надо менять не только в ВУзах а в школах в первую очередь,ведь база идет со школьной скамьи где с первого дня ВЗЯТКИ в виде родительских поощрений для жиреющих директоров,и также в ВУзах для преподователей.На бюджете учится такой сынок или дочь высокооплачиваемых родителей а умный ребенок сидит дрма т.к. нет места работы и негде поступить - нет денег.
оксана666
Чому при вступі на медичний не враховують бал профілюючого-біології, при вступі на інженерний-математики чи фізики, на географічний -географію? А вираховують середні бал. Людина, яка чудово знає укр. мову може ніколи не бути лікарем.. Може тому у нас такі лікарі?...
Артем
У 2010 в останнiй день прийому оригiналiв з 9 ранку до 12 з 37-го мicця подвинули на 42)На..бали як могли!
Абітурієнт_2011
Чому пункт 9.2 Правил Прийому до Київського національного університету імені Тараса Шевченка у 2011 році, оприлюднених на сайті КНУ, не відповідає вимогам пункту 12.2 Умов Прийому до вищих навчальних закладів України, затверджених наказом Міністерства освіти і науки України № 961 від 19 жовтня 2010 року? Так відповідно до УМОВ, Призерам IV етапу олімпіад та призерам III етапу МАН до конкурсного бала зараховується додатковий бал якщо вони вступають на напрями підготовки, для яких профільним є вступне випробування з предмета, з якого вони є призерами. Тобто Призери з Математики повинні мати додатковий бал в тому числі на всі економічні напрямки підготовки. Правила прийому в КНУ математикам дають додатковий бал тільки на "чисто" математичні напрямки.
вчитель
я підтримую автора статті. цього року була одним із вчителів, що перевітяли роботи учасників районної олімпіади з мови...все було справедливо поки не прийшла зауч районної школи і, показавши пальцем на одну роботу, сказала: "ця дитина повинна перемогти!" Все було б нічого, але та дитина насправді написала роботу на 8 балів, проте їй присудили перше місце... і це тільки районний рівень, уявляю, що твориться на обласних і всеукраїнських олімпіадах.
ЧИТАЧ
Для вчитель: І що дала така перемога тій дитині на районній олімпіаді? На олімпіаду чи МАН потрапляють кращі учні з класу чи школи. Вони витрачають багато часу на вивчення додаткового матеріалу, що не входить в шкільну програму. І ті, хто стає призерами на Всеукраїнських олімпіадах чи конкурсах МАН – лише це дає переваги при вступі, їх не так багато. І ЗНО вони здають на максимальні бали. А скільки таких завучів по міських чи сільських школах, які вказують вчителям, що треба поставити в атестат тому чи іншому учню? То це масове явище добавляє при вступі набагато більше фальшивих балів.
YA
Для ЧИТАЧ: А я Вам скажу так - досить багато ТАКИХ випадків! Плюс, варто врахувати, що і на районну (міську) олімпіаду НЕ ЗАВЖДИ попадає НАЙКРАЩА дитина класу / школи. Так що будь -які ДОДАТКОВІ бали при вступі - блуд!Хай би вже ЧЕРЕЗ ЛІЦЕЇ вступали. ТО хоч ВНЗ мали б РЕАЛЬНО ЗНАЮЧИХ студентів. ( В майбутньому)
Член_ЖУРІ
Для YA: Брехня. Ні за районну, ні за обласну олімпіаду додаткових балів не було і не має. Тільки за перемогу на загально національному рівні можна отримати додаткові бали. А там все проводиться таким чином, щоб уникнути суб'єктивності. Всі письмові роботи шифруються. Я був членом журі і знаю що і як
Комментировать
Доцент
Врахування перемог на предметних Всеукраїнських олімпіадах в цьому році більш коректне ніж в минулому . Раніше для таких проводили окремий конкурс. Крім того переможець дійсно скоріше всього з "свого" предмету отримає під 200 балів на ЗНО, а от чи буде теж саме з непрофільним предметом ? Що ж до МАН, то згоден, там важко контролювати, як самостійність виконання досліджень, так і забезпечити об'єктивність при оцінюванні.
Z
http://top100answers.blogspot.com відповіді до ДПА
Артур
Автор слишком увлекся критикой. Многие из описанных проблем есть, но и многие ходы, предпринятые МОНом в этом году всё же более положительны, чем отрицательны. Это касается в частности, баллов за олимпиады, МАН; Ограничение в 170 по профилю, ограничение количества заявок, etc.
Вася
На платне йдуть дибіли в прямому сенсі слова. Пішов на ЗНО. Здуру на всі запитання втулив 1-А, 2-А, 3-А і так далі набрав 124,5 бала ,тато з мамою проплатили "комусь" пару тисяч зелені і через 5 років спеціаліст широкого профілю готовий працювати на незалежну Україну. Отакі спеціалісти прриходять в освіту, медицину, ... п....ц по освіті та інших галузях. Вимирай українці...
мама
Для Вася: На платне йдуть і ті, хто не хотів бавитися в корупційні схеми, а школу закінчив зі СПРАВДІ відмінними знаннями. на жаль, процедура вступу на етапі подання оригіналів ні фіга не прозора!!!
Дмитро
Для Вася: на контакт йдуть всі у кого є гроші, бо там легше вчитися, тим паче, якщо порівняти скільки ти викинеш, будучи на бюджеті, на екзамени і на контракт, то остане виявиться не на багато більше, зато збережеш більше нервів...
Поступили в кну в прошлом году
Для мама: ттоже так считали,но из Шевченко перезвонили на второй день подачи оригиналов сами ,сказали ожидаем вас до вечера так что успели забрать документы из кнеу не отчаиваейтесь,если в первый день вас не будет в проходном списке но вы будете где то недалеко от последнего проходящего на бюджет ,все реально
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!