Российский опыт объединения вузов: вместе с вузами укрупнили и проблемы

Недовольны студенты и преподаватели из всех регионов: где-то снизилось качество образования из-за присоединения к сильным вузам слабых, где-то появились новые правила

Российский опыт объединения вузов: вместе с вузами укрупнили и проблемы

"Я очень недовольна этим фактом. Что это такое? Мне без разницы, что теперь у меня университет федерального значения, я хочу окончить тот вуз, куда поступала", - сетует Ирина, студентка факультета политологии и социологии Уральского государственного университета.

На Урале в процессе создания федерального университета прекращают свое существование два знаменитых вуза - Уральский государственный университет и УГТУ-УПИ. И если первый готовит больше гуманитариев, а второй ориентирован на технарей, то сейчас все эти специальности перемешаются друг с другом.

"Преподаватели на парах высказывают недовольство: переводят на новую работу, стаж в старой компании прекращается, под шумок могут и уволить", - рассказывает Никита, студент философского факультета УрГУ.

Вместе с этим могут потерять работу десятки человек. "Я уже предупреждена о возможном увольнении. Меня как сотрудника это не устраивает. Сокращение штата точно будет", - рассказывает сотрудница еще пока УрГУ, пожелавшая остаться неизвестной.

Эксперты утверждают: подходить к объединению вузов нужно крайне осторожно

"Речь идет о вузах с собственной историей, научно-исследовательской школой, сложившимся составом преподавателей, традициями и так далее. Формальный и непродуманный подход к объединению может просто разрушить все то, что наработано годами", - отмечает Ольга Гозман, гендиректор компании Begin Group, занимающейся образовательным консалтингом.

На юге России Федеральный университет образовался путем присоединения к Ростовскому государственному университету трех «побочных» вузов: Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета. В этом случае недовольны и эксперты, и студенты, которые сетуют на упавшее качество образования.

"Объединение вузов обычно достаточно негативно сказывается на качестве образования в новом университете. Дело в том, что в состав Южного федерального университета вошло также несколько вузов, уступающих по качеству образования Ростовскому государственному университету. Соответственно, качество образования в ЮФУ, по мнению студентов РГУ, оказалось существенно ниже, чем в РГУ до объединения", - прокомментировал ситуацию директор по развитию компании Begin Group Михаил Каптюг.

Министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко в ожидании рекордно минимального количества абитуриентов в 2013 году намерен сократить количество слабых вузов и в центральной части России.

Ситуация осложняется тем, что, по мнению министра, демографическая проблема даст возможность избавиться от "слабых вузов, которые дают некачественное образование". Однако как быть студентам подобных вузов, которые поступили в них несколько лет назад и практически закончили обучение, не ясно. Это даст возможность окончить хороший вуз с именем. Но только при условии, что ваш университет не закроют окончательно.

Сложности в структуре

Главная сложность подобных объединений - практически полная пертурбация в структуре учреждения. На данный момент обсуждается возможность создания федеральных университетов в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе и в рамках сокращения количества вузов.

"Здесь важно выбрать правильный путь: строить управление по строгой вертикали власти или пойти по пути мирового опыта, согласно которому факультеты в составе крупных вузов имеют достаточно большую автономию и ресурс самостоятельного управления. Я считаю, что именно второй путь приведет к положительным результатам", - отмечает директор учебного центра PR-технологий Северо-Западной академии государственной службы Борис Периль.

При объединении вузов в Москве может произойти следующее: слабые вузы, имея небольшой личный преподавательский состав, могут лишиться его. К тому же как перевести студента в другой, пусть даже и более престижный вуз, согласовав все учебные программы? По оценке экспертов, крупным вузам, которые станут центрами объединения, придется полностью менять свой устав, что приведет к такому же недовольству, что и в регионах.

Что делать с преподавателями

Сокращения преподавательского состава в связи с демографической проблемой неизбежны. Кафедры объединенных вузов будут сливаться, а это означает увольнение некоторых сотрудников.

"Минусы от такого рода объединений отражаются на профессорско-преподавательском составе. Не секрет, что в России в целом он достаточно консервативный и возрастной. Ротация и вообще любые изменения происходят очень медленно, а объединение предполагает оптимизацию ресурсов, в том числе и человеческих", - комментирует Борис Периль.

По словам экспертов, лишиться работы могут многие. За преподавательской кафедрой останутся лишь те, кто имеет места в лучших вузах, ведь зачастую именно эти люди подрабатывают в частных коммерческих университетах. И даже по их кошельку это существенно ударит: денег в виде платы за учебные часы с приработки не станет.

Хороший пример из Европы

В Финляндии перед созданием крупного вуза близ Хельсинки программу объединения хорошо обдумали и получили прекрасный результат. В стране Суоми был создан университет Аалто, куда вошли Хельсинкская высшая школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Академия прикладного искусства и промышленного дизайна.

Средства на существование подобного учреждения теперь поступают не только из государственного бюджета, но и от предприятий - порядка 200 миллионов EURO в год. Подобное сотрудничество благоприятно как для студентов, так и для производств.

"Чтобы университеты признавали в других странах, объединение действительно просто необходимо. Но нужно делать это максимально аккуратно, не смешивая специальности как попало. В нашем случае объединились бизнес, технологии и дизайн", - комментирует директор по международным отношениям министерства образования и культуры Финляндии Яана Палоярви.

"Важно, чтобы уровень качества в новом университете был установлен по верхней планке, то есть на уровне самого сильного вуза или даже выше. К сожалению, высока вероятность обратного", - отмечает Ольга Гозман.

Освіта.ua
25.11.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Рома
Не может быть автономии факультетов без автономии университетов. Вначале надо решить проблему автономии университетов. А для этого в законе о высшем образовании надо резко сократить полномочия т.н. "центрального органа управления в сфере образования". Тем более, что он давно выродился из органа управления в кормушку для чиновников, которые ничего полезного для системы образования не делают. Министры меняются, а гнилая система остается.