Он-лайн MBA получает все большее признание

На рынке интернет-образования растет количество бизнес-школ и качество выпускников

Он-лайн MBA получает все большее признание

Если в Украине он-лайн MBA-обучение еще только делает первые шаги, то на Западе такие программы предлагают как ведущие бизнес-школы, так и некоммерческие университеты. И хотя среди учебных заведений еще нет единства в принятии он-лайн-образования, уровень этого принятия неуклонно растет как среди самих бизнес-школ, так и среди престижных работодателей.

В наши дни украинцы, владеющие английским языком, могут, не выходя из дома, получить степень MBA он-лайн от ведущих бизнес-школ мира. Западный опыт показывает, что на таких программах обучаются лучшие из лучших – точно так же, как и на full-time-программах, которые проходят в аудиториях бизнес-школ.

Дугласа А. Шакелфорда (Douglas A. Shackelford) называют «профессором профессоров». Это ученый, в резюме которого шесть страниц занимают только названия опубликованных работ и академических наград. Он был приглашенным профессором двух лучших университетов мира ‑ Стэнфорда и Оксфорда и уже четверть века преподает в бизнес-школе университета Кенан-Флаглер (Kenan-Flagler) в Северной Каролине (США).

Когда декан Kenan-Flagler три года назад предложил рассмотреть возможность продвижения на рынок он-лайн MBA, Шакелфорд пришел в ужас: «О, Боже, – подумал я, – неужели финансовая ситуация столь отчаянная. Я сказал декану, что это очень большой риск, и либо он станет героем, либо его чучело сожгут на территории университета».

Не испугавшись, декан решился на этот шаг, назначив своего скептически настроенного коллегу заместителем декана по он-лайн-MBA. С тех пор профессор Шакелфорд стал новообращенным приверженцем он-лайн подхода в образовании. Теперь, когда бизнес-школа подготовила к выпуску свой первый набор на курс он-лайн МВА, 55-летний профессор считает, что его дебют был блестящим.

В настоящее время он-лайн программы MBA предлагают лучшие бизнес-школы мира. Tepper School of Business при университете Carnegie Mellon (США) набирает свой первый он-лайн-класс в августе этого года. Он-лайн-программы процветают в Kelley School of Business при университете Индианы (США), IE Business School (Испания), Babson College's Olin School (США) и Carey School при Государственном университете Аризоны (США).

Почти каждые две недели та или иная бизнес-школа объявляет о запуске своей программы он-лайн МBA. В некоторых бизнес-школах набор на такой курс проходит успешнее, чем на full-time-программы.

Декан Tepper School of Business Роберт Дэммон (Robert Dammon) говорит об он-лайн-программах так: «Будущее за использованием технологий для более широкого предоставления людям образования. Очень много людей не хотят покидать свои рабочие места, но желают при этом получить MBA-образование от школы самого высокого уровня».

Профессор Шакелфорд считает, что выход Kenan-Flagler на рынок он-лайн-программ два года назад дал возможность школе обрести лавры образовательного новатора и бросил вызов преподавательскому составу в плане обновления устоявшихся представлений о преподавании. На программу были привлечены исключительные профессионалы, а некоторые из них уже зарабатывают более 250 тыс. долларов в год, и все они демонстрируют высокий уровень удовлетворенности своим новым опытом.

Сегодня те, кто заинтересован в он-лайн-MBA, может найти качественные программы и гораздо более широкое принятие такого обучения работодателями, чем когда-либо прежде. На он-лайн рынок вышло так много некоммерческих университетов, что в настоящее время они отбирают значительную его долю у коммерческих игроков, которые и положили начало он-лайн образованию в предыдущие годы. И хотя McKinsey&Со и Goldman Sachs, еще не набирают на работу выпускников он-лайн курсов, этот день, может быть, уже не за горами.

Обретение доверия

«Принятие он-лайн MBA-образования в качестве законной замены обучения в стенах университетских аудиторий постоянно возрастает, ‑ говорит Хэвэн Лэдд (Haven Ladd), партнер образовательной компании «The Parthenon Group». ‑ Большинство кадровых подразделений действительно не видят между ними разницы». Его партнер Роберт Литл (Robert Lytle) добавляет: «Это всего лишь вопрос времени, когда рекрутинговые фирмы привыкнут нанимать он-лайн-выпускников».

В целом он-лайн-образование набирает обороты. Решение таких авторитетов, как Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и подобных им, предложить MOOC (massive open online courses ‑ массивные открытые он-лайн-курсы), безусловно, помогло. Но он-лайн МВА может, конечно, все еще вызвать споры.

Многие педагоги продолжают относиться к он-лайн-программам с неким пренебрежением. Они жалуются на отсутствие сообщества и ограниченные возможности нетворкинга. Американская бизнес-школа «Duke University's Fuqua School», предлагающая Global Executive MBA, где 40 % работ выполняется через Интернет, отказывается признавать, что продает он-лайн MBA. Исполнительный директор программ MBA в Fuqua Джон Галлахер (John Gallagher) настаивает: «Последнее, что мы хотим, так это ослабить бренд, и поэтому никогда не будем использовать понятия «он-лайн» или «дистанционное обучение».

Тем не менее, бизнес-школы с мировым именем продолжают двигаться в направлении он-лайн рынка, а качество студентов, которые предпочитают обучение через Интернет, также растет. «Он-лайн-программы MBA, наконец, достигли совершеннолетия, ‑ считает Фил Пауэлл (Phil Powell), декан программы Kelley Direct online MBA при университете Индианы (США). ‑ Студенты, которые не решились бы на такой шаг десять лет назад, готовы сделать это сейчас. Студенты, наиболее чувствительные к качеству и престижу, наконец-то приняли идею он-лайн MBA».

В отличие от традиционных очных программ MBA, преподавание которых в последние годы сокращается во многих школах, рынок он-лайн MBA сейчас находится на подъеме. В прошлом году, впервые с 1999 года, когда в университете Индианы запустили свою программу он-лайн MBA, на ее курс поступило больше студентов, чем на стационарный курс full-time-программ. И такая динамика характерна для многих бизнес-школ, предлагающих такие программы.

Для студентов, которые намерены продолжать работать во время обучения и использовать MBA для своего карьерного продвижения, он-лайн MBA является очень привлекательным вариантом. Это не только удобнее, чем программа, рассчитанная на вечернее обучение или в выходные дни, но и значительно дешевле, чем full-time-программа, потому что студентам не нужно бросать работу на два года своего обучения. Если студент часто находится в дороге или переехал на новое место, также нет никакой проблемы в дальнейшем продолжении учебы.

Ощутимые результаты

Все чаще школы, которые присутствуют в он-лайн-пространстве в течение нескольких лет, теперь сообщают о положительных результатах своих выпускников. В бизнес-школе Kelley выпускники получают более высокую зарплату и имеют более успешное продвижение по службе. Тот же Фил Пауэлл говорит, что студенты, которые окончили бизнес-школу в июне 2012 года, пришли на обучение на программу МБА со средней заработной платой в размере 76 750 долларов в год. Когда же они окончили обучение, их зарплата составила уже 104 160 долларов, т. е. увеличилась на 36 %. Более того, 66 % студентов также получили продвижение по службе.

В Babson College говорят, что студентам, которые окончили курс он-лайн-программы MBA в 2010 году, к моменту окончания обучения увеличили зарплату в среднем на треть. «Они учились в период трудностей в экономике, но все же получили значительное увеличение заработной платы», ‑ говорит директор по преподавательскому составу Майкл Каммингс (Michael Cummings).

А в той же Kenan-Flagler через год треть студентов он-лайн-программы получили продвижение по службе или сменили работу на более престижную.

Недавнее исследование он-лайн MBA показало, что потенциальные кандидаты предпочитают гибридные программы, которые объединяют Интернет-обучение с академическими сессиями и проектной деятельностью в стенах университетов. А исключительно Интернет-программы по результатам исследования имели большую популярность, чем аудиторные full-time-программы.

Личный контакт

Сьюзан Кейтс (Susan Cates), исполнительный директор Kenan-Flagler MBA, говорит, что исследования показывают чрезвычайно высокую удовлетворенность студентов: «Студенты считают, что они хорошо знают друг друга, имеют свободный доступ к преподавателям и прекрасно развиваются интеллектуально».

Многие из лучших бизнес-школ, предлагающих он-лайн-образование, требуют личных встреч сокурсников и преподавателей. Для этого предусмотрены различные мероприятия, рассчитанные на целую неделю, выходные дни, а также совместные многодневные консалтинговые проекты. Например, в курсе 21-месячной он-лайн-программы от Babson College каждый семинедельный модуль состоит из четырех недель он-лайн, двух с половиной дней обучения в аудиториях и еще трех недель он-лайн-обучения.

Он-лайн-обучение не может не оказывать влияния и на традиционное MBA-обучение. Многие школы используют заранее записанные лекции, чтобы основное изложение материала осуществлять с помощью видео, а собственно аудиторное время использовать для более интерактивного обучения. «Он-лайн-обучение изменило культуру школы, ‑ настаивает Шакелфорд. ‑ Я не считаю, что мы можем сейчас думать о стационарном образовании в стенах университета, не думая об он-лайн-обучении».

Этот некогда скептически настроенный профессор теперь говорит как Интернет-евангелист: «Есть люди, отрицающие тот факт, что мир очень сильно меняется. Но поезд тронулся, и я думаю, это очень интересно».

Джон А. Бирн, management.fortune.cnn.com

Перевод и подготовка материала Павла Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
31.08.2013