![]() |
Лилия Гриневич уверена, что возврат к 11-летнему полному среднему образованию меняет стратегию развития украинского образования |
Гриневич: Власть должна была не отменять реформу, а перенести ее внедрение
"Фактически Партия регионов и коммунисты воспользовались неподготовленностью реформы перехода к 12-летней образования, которая была спроектирована для того, чтобы Украина могла войти в европейское образовательное пространство", - отметила Лилия Гриневич.
По ее мнению, сегодня современное динамичное общество ставит более высокие образовательные требования к детям и молодежи, чем было раньше.
"Они должны уметь коммуницировать на иностранных языках, обладать информационными технологиями. Поток информации значительно больше, необходимо научиться критически мыслить и самостоятельно принимать решения", - подчеркнула эксперт.
По ее словам, чтобы сохранить здоровье детей, обновить содержание образования, предоставить детям те знания, которые им нужны в современной жизни, Украине нужно было перепроектировать школу на 12-летнюю, существующую сегодня везде в мире. "На постсоветском пространстве 11-летнее образование осталась только в Белоруссии и России", - отметила она.
"Однако, на протяжении последних десяти лет, когда продолжалась эта реформа, и за все годы независимости, ни для одного из правительств образование не было приоритетным направлением. Даже учебники не могли напечатать вовремя, не говоря уже об оснащении новых кабинетов для профильного обучения. Не было по-настоящему обновлено содержание образования, не была подготовлена сеть учреждений для трехлетней профильной школы. Поэтому и возникла волна недовольства у людей, которые не понимали, что дополнительно получают дети в этой трехлетней профильной школе", - подчеркнула Лилия Гриневич.
Она убеждена, что власть должна не отменять реформу, на которую потрачено десять лет, средства, усилия государства и педагогов, а перенести ее внедрение.
"Нужно было разработать государственную программу по внедрению трехлетней профильной школы (10,11 и 12 классы), предоставить ей реальное финансирование и поддержку", - отметила эксперт.
Зато, отметила Лилия Гриневич, власть по-популистски воспользовалась общественным недовольством неподготовленностью этой реформы и вообще ее отменила, снова решив сэкономить на образовании.
"Следовательно стратегически наше образование развернули от ориентации на европейское образовательное пространство в постсоветское пространство. Я считаю, что это большой шаг назад", - убеждена она.
Эксперт считает, что последствия от отмены реформы будут неутешительны.
"Объем содержания образования значительно вырос и еще нуждается в обновлении, а количество отведенного времени не меняется. Это приведет к перегрузке и ухудшению здоровья учащихся. Другой путь, которым могут пойти - это занижение стандартов образования, чтобы их поместить в рамку одиннадцатилетней школы с пятидневки без вреда для здоровья детей".
Есть, по ее словам, и социально-экономические последствия: "Около ста тысяч учителей, если учесть еще и демографический кризис, останутся без работы".
Кроме того, чтобы заменить учебники 1-9 классов, нужно дополнительно потратить 1,5 млрд. гривен. "К тому же останутся потерянным 95 миллионов гривен, которые потратили на печать учебников для 12-летней школы", - отметила эксперт.
Намерение властей ввести обязательное дошкольное образование она считает неконституционным и невозможным в настоящее время для воплощения.
"Сегодня детсадов хватает. Их посещают только 57% детей. На селе - чуть более 40%. И это не от нежелания родителей, а от того, что мест в дошкольных учреждениях недостаточно. В первую очередь следует должным образом развить сеть дошкольных учреждений", - подытожила Лилия Гриневич.
Образование.ua
08.07.2010