![]() |
Лилия Гриневич считает, что образовательная политика нынешней власти свидетельствует о нежелании проводить реальные реформы |
Гриневич: образование финансируется по остаточному принципу
Гриневич отметила, что образование продолжает финансироваться по остаточному принципу.
"Например, нынешний бюджет. Сегодня на учреждения образования идет финансирование в части зарплат и коммунальных услуг, однако фактически нет средств для развития. В этом году на всю систему образования Украины необходимо 77 млрд грн. В государственном бюджете из этих средств реально заложено только 27,5 млрд. Все остальное - это местные деньги. А эти местные деньги, да еще с новым Налоговым кодексом, надо еще собрать на местах", - сказала эксперт.
Не стимулирует развитие качества образования и зарплата учителей: молодой педагог получает 994 гривны в месяц - притом, что минимальная заработная плата сегодня составляет 884 грн. "Очевидно, что человек, получивший высшее образование, будет сильно сомневаться, идти ли зарабатывать такие деньги и отдавать этому свое время", - отметила она.
Лилия Гриневич сообщила, что среди выпускников педагогических вузов только половина приходят работать учителями. Через два года из этой половины остается только 50%. "Мне приходилось работать с этими людьми и спрашивать: почему вы идете из школы. Не потому что не нравится, не потому что боятся детей - выжить невозможно", - рассказала она.
Эксперт напомнила, что согласно закону "Об образовании", ставка преподавателя должна быть не ниже чем средняя зарплата в сфере промышленности: "Хотя бы выполняли закон. У нас сегодня средняя ставка преподавателя вместе с педагогами в высшем образовании - 1690 грн, а средняя по промышленности - 2,5 тысячи".
Она также раскритиковала инициативу нового правительства, которое за два месяца до конца учебного года перевело средний балл аттестата с 12-балльной системы на 200-балльную. "Издательства крайне удивлены - на 25% выросли в конце учебного года продажи классных журналов, которые всегда закупали в августе. Что это означает? Что учителя ставят в ситуацию, когда он вынужден поднимать оценку своим выпускникам. О каком авторитете учителя может идти речь?".
Лилия Гриневич считает, что внешнее независимое тестирование было большим шагом вперед к повышению качества образования. "Это - единственная линейка, которой мы можем сравнять всех. В прошлом году, когда ВНО засчитывалось еще как оценка в аттестат зрелости, в Киеве "полетели" 50% кандидатов на медаль. Что это означает? Что те оценки, которые ставили в школе, не были адекватны качеству образования на всеукраинском уровне. Эти дети не получили медаль - они не подтвердили тестированием свои знания", - пояснила она.
"И когда эту систему хотят открутить назад через повышение весовой доли аттестата, через дополнительные экзамены, увеличив втрое количество факторов, от которых зависит будущее ребенка, - это возвращение в прошлое", - добавила она.
Лилия Гриневич считает, что вопрос качества образования лежит в плоскости приоритетов государства. "Эта система устраивает, потому что малообразованными людьми легче управлять", - отметила она.
"Должна быть ответственность как государства, так и каждого человека, каждого гражданина. Если есть эта ответственность и желание проектировать свою жизнь, тогда будет желание получать качественное образование и нежелание покупать его за взятку", - подытожила Лилия Гриневич.
Образование.ua
24.06.2010