Минобразования рассмотрит концепцию преподавания истории в школах

Министр образования и науки Табачник сообщил, что концепция базируется на антропоцентрическом подходе - изучении истории с позиции личности, а не определенной этнической группы

Минобразования рассмотрит концепцию преподавания истории в школах

"Такая подача материала сделает учебник неконфликтным и гуманным. Вранья в истории больше не будет!" - заявил Табачник.

При этом министр считает, что в учебниках по истории нельзя заменять термин Великая Отечественная война на Вторая мировая война, а определение День Победы - на окончание войны.

Это не первая попытка изменить концепцию преподавания истории в школах. В прошлом году Минобразования одобрило школьную программу по истории, где главными акцентами являлись Голодомор 1932-1933 годов, массовые репрессии коммунистической власти в 1920-1950-х годах, деятельность Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) и противостояние диссидентского движения коммунистическому режиму.

Согласно проекту, школьники должны научиться воспринимать Украину как территорию, где проживают представители разных этнических групп и религий. Авторы проекта, среди которых – заведующая кафедрой истории Национального университета Киево-Могилянская академия Наталья Яковенко, полагают, что при освещении войн, межэтнических конфликтов и политических событий в учебнике должен сохраняться корректный и нейтральный стиль изложения.

По мнению Яковенко, антропоцентрический подход исключает конфликтные вопросы, связанные с этническими территориями и формированием государства. "Сейчас учебники по истории Украины представляют собой гремучую смесь из национальной и советской истории, где факты рассматриваются через призму конфликта, главное действующее лицо - государство, а главный принцип - кто не с нами, тот против нас'", - заявила историк. При этом Наталья Яковенко отметила, что представители Минобразования пока не обращались к ней по поводу использования этих наработок в школьных программах.

В свою очередь эксперты по-разному комментируют новую концепцию преподавания истории. Так, академик Национальной академии наук Петр Толочко поддерживает ее. По его словам, преподавая историю, необходимо формировать положительный имидж украинцев. "Сейчас украинцы представлены в учебниках как народ, который постоянно унижали и притесняли. Но были ведь не только трагедии, но и достижения. Все явления, которые раскалывают общество,– голодомор, деятельность ОУН-УПА – надо освещать адекватно и не политизировать!" - сказал Толочко.

С ним не согласен проректор, заведующий кафедрой новейшей истории Запорожского национального университета профессор Федор Турченко, который является автором учебника Новейшая история Украины для 10-го класса. Он уверен, что исторические события необходимо преподносить школьникам "с точки зрения жесткой государственной идеологии и патриотизма". "Нейтральная точка зрения - это подыгрывание новой власти. Нам нельзя подавать историю с нейтральной точки зрения. На первом плане должны быть акценты украинской национальной истории!" - заявил Турченко.

Как сообщалось, ранее Табачник пообещал вернуть в украинские учебники термин Великая Отечественная война. Он также заявил: "Убежден, что во время Великой Отечественной войны не было никакой третьей силы. Была антигитлеровская коалиция, и был гитлеровский Рейх, и его союзники-сателлиты, и вооруженные формирования, которые создавались из местных граждан на оккупированной территории - это коллаборационисты".

Коммерсант
16.04.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Гостья
Народ, а вы хотя б осознаете, что значит "антропоцентрический подход"??? Если война была действительно ОТЕЧЕСТВЕННАЯ, и воевали украинцы за всю отчизну, а не отдельно за Беларусь, а отдельно за Украину, то Вторая мировая - вот это уже снять национальный акцент! И история - это не только идеология и политика, а сколько времени уделяется культуре? И что из этого помнят школьники? А домыслы о том, что убрать слово "Украина" из учебников - ничем не обоснованный факт, перечитайте текст концепции.
ГОСТЬ
Ничего удивительного. Господин министр пребывает в позиции "что изволите" для Росии, ради неё, если она того пожелает, прикажет вообще не упоминать в школе термин "Украина" так как это может оскорбить чувства нашего восточного соседа. Ведь в России привыкли к термину "Малороссия", так зачем же обижать наших "братьев". Глядишь за эту отмену может ещё пару мильярдов $ дадут. НИКТО в Европе не убирает из истории национальный фактор в угоду другим гос-вам даже соседи по ЕС. Во Франции изучают историю 100 летней войны и Жанны Д Арк которая воевала против англичан. Голландцы изучают причины и течение войны с Испанией как фактор становления своей нации и т.д. А нам подсовывают тезис о том, что фактор национальной борьбы за независимость отражает только интересы определённой етнической групы, а остальные группы, дескать,...
Просто учитель
А вас не удивляет, что когда в Украине стали изучать причины Голодомора, Второй мировой войны ит.д., ни одна из европейских стран не подняла кипиша: как учим, что в учебниках по истории. Никто не поучал: "пишите только так", "создадим единый учебник". И только одна азиопская страна - "Рассея", притендующая на непогрешимость в оценках и мирового учителя, стала вмешиваться в наше образование. Не странно ли?.. До сих пор не могут принять свершившийся факт - независимость Украины. Ну не может себе Российская империя представить развитие своего государства с официальными границами по периметру. Им бы всё прибрать к рукам: и территории, и историю. Досадно, что до сих пор в Украине столько колаборационистов, да во главе с главным "вождём всех папуасов" министром Табачником. "Весёлые" нас ждут времена!
эра
Подобным подходом(идеологическим) мы давно заменили преподавание истории на преподавание политологии.Но приветствую еще и то, что , может быть, наконец-то, будут правильно расставлены акценты: революция будет революцией, а переворот-переворотом.Кстати, любой словарь вам скажет, что геноцид-это целенаправленное поголовное уничтожение нации, а не то, что написано в наших учебниках.
Рома
А кто говорит, что не было. Но историкам следовало бы знать, что были не только голодомор и репрессии.
Історик
А що, Голодомору і репресій не було? Тому, що так вважає викладач Києво-Могилянськох академії і академік толочко?