11% украинских детей имеют нарушения психофизического развития

В Министерстве образования обговорили вопросы внедрения инклюзивного обучения и отметили необходимость интеграции детей особыми потребностями в общеобразовательной процесс

11% украинских детей имеют нарушения психофизического развития

Во время заседания коллегии Министерства образования и науки, которое состоялось 1 марта, были обсуждены вопросы реалий и перспектив внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательные учебные заведения.

По словам начальника отдела инклюзивного образования и интернатных учреждений Веры Шинкаренко, за последние 3 года в Украине произошли коренные изменения по обеспечению качественным образованием детей с особыми потребностями.

Она отметила, что важным условием решения вопроса, является интеграция детей с особыми потребностями в общество, общеобразовательное учебное пространство и - особенно - путем инклюзивного обучения. По ее мнению, важным аспектом в реализации процесса инклюзивного образования должно стать изучение и внедрение в учебный процесс как отечественного, так и зарубежного опыта.

Шинкаренко проинформировала о украинско-канадском проекте "Внедрение инклюзивного образования в Украине", реализация которого совместно с общественными организациями продолжается в течение 4 лет. Так, в рамках проекта внесены изменения в законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам образования детей с особыми потребностями, разработаны соответствующие программы по обучению педагогических работников.

Она также сообщила, что по данным Центральной психолого-медико-педагогической консультации по итогам 2011 года, в Украине выявлено почти 865 тыс. детей с нарушениями психофизического развития, что составляет около 11% от общего количества детей в Украине.

В то же время, на 1 декабря 2012 года, количество детей с особыми потребностями, которые интегрированы в общеобразовательной процесс, в том числе, детей-инвалидов, составляет более 70 тысяч. Причем лучше процесс интеграции проходит в Сумской, Днепропетровской, Донецкой и Одесской областях.

"Еще один принцип реализации процесса качественного инклюзивного образования - подготовка и отбор высококвалифицированных педагогических работников, которые во время проведения учебно-воспитательного процесса смогут найти правильный подход к каждому ребенку и успешно сотрудничать с родителями таких детей", - отметила Шинкаренко. В частности, правительственным постановлением № 635 внесена должность ассистента учителя и разработана квалификационная характеристика этой должности.

В свою очередь министр Дмитрий Табачник отметил, что главным вопросом является изменение психологии общества в отношении детей с особыми потребностями.

"Полноценная интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс и предоставление таким детям качественного образования на том же уровне, на котором оно предоставляется в обычных классах и школах, возможны лишь при условии соответствующего отношения общества и каждого отдельного человека к детям, охваченным инклюзивной формой обучения", - отметил министр.

Освіта.ua
01.03.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Іван
Ми з дружиною інваліди по зору, що навчалися ще в радянській школі-інтернаті для сліпих дітей. З вдячністю згадуємо наших вчителів та вихователів. що були "майстрами" своєї справи. Ми також вимушені були забрати свого сина, що має проблеми із зором, із нашої школи. Зараз там немає фахівців, ми самі навчали сина орієнтуватися. В школі його ображали.
Валентина
КТО СЕГОДНЯ УЧИТ И ВОСПИТЫВАЕТ НАШИХ ДЕТЕЙ? Чему их учат? Неужели оголяться на виду у всей европы, позорить нашу страну? Я не думаю. Но где-то же этому учатся. А вы говорите, зарплата маленькая... РАБОТАТЬ нужно, а не языком болтать. дорогие учителя, РАБОТАТЬ. Начнёте,и сразу поймёте, что "особый" ребёнок нужен для того, чтобы мы стали добрее. Успехов и профессионализма вам.
Оксана
На мой взгляд, в педагогические вузы должен быть строжайший отбор, особенно на обучение по специальности спецпедагогика. Это страшно, когда с детьми может работать КТО УГОДНО. В этом вся проблема. С этого всё начинается. раньше учителем мог стать лучший- ответственный и трудолюбивый, порядочный. А в наше время ребёнка страшно в школе оставить. Я уже не говорю об интернатах. Неоправданно "раздутые" штаты, коррупция, отсутствие квалифицированных специалистов. Вот и думайте. нужна ли инклюзия.
Комментировать
Сергей
Ладно если ребеок с физическими проблемами, а что если проблемы с психикой ? Большинство ведь такиих детей неуравновешены, и как они будут вести себя в нормальном классе.
Виктория
Для Сергей: Сергей, но ведь учатся же в нормальных классах дети, употребляющие алкоголь и даже наркотики, издевающиеся над своими товарищами и даже с проблемами психики, но по причинам, о которых все догадываются, не имеющие медицинского диагноза. так что неуравновешенных детей и так везде хватает. и, в конце концов, в школах в наше время нет недостатка в практических психологах. их много, но становятся ли лучше наши дети, спорный вопрос. психологов много, а толку мало. А дети, если взрослые не будут настраивать их против таких деток, примут их. и сами разберутся, что плохо, а что хорошо. Другое дело, что сейчас взрослые очень часто манипулируют их мнением в своих целях, и это сплошь и рядом.
Комментировать
Наталия
Для таких детей необходимы специальные программы. Ребенок с особыми потребностями, как правило, не может усвоить обычную программу на хорошем уровне и в таком темпе как обычные дети.
Маша
Вы абсолютно правы. Работала в гимназии для слепых и слабовидящих - это уникальное заведение. НИКОГДА такая комплексная социальная реабилитация не будет достигнута в массовой школе. Чтобы изменить психологию общества, нужно поменять систему образования: классное руководство - анахронизм, оставшийся с советских времен. На школу навесили столько воспитательных и социальных функций, что давно назрела должность воспитатателя, как в интернатах. Хотя бы 1 на параллель. Эти люди сопровождали бы детей на уроках, держали бы связь с родителями, проводили бы классные часы и часы общения, занимались бы подготовкой к различным мероприятиям и т.д. Многие мои коллеги, особенно молодежь, с удовольствием бы занималась такой работой, естественно, при условии нормальной оплаты. При таком контроле и постоянной разъяснительной работе межличностные отношения детей явно бы улучшились. Ну, и где ответственность родителей? Чтобы не натворило чадо, виноват всегда учитель, а в ЕС и США с точностью до наоборот
Екатерина
Для Маша: Я считаю, что дело не в количестве работников школ, а в качестве выполняемой ними работы. А ставить в пример школы США я вряд ли стала бы. Сколько детей в этих школах расстреливают одноклассники? Мы пока до этого не дошли, пока. Правильно сказано выше- РАБОТАТЬ нужно.
Комментировать
Оптимист
2. Чтобы изменить психологию общества нужны годы и годы, целенаправленная работа правительственных учреждений по разным направлениям, начиная от цензуры на телевидении и заканчивая действенной системой наказаний по отношению к тем, кто унижает человеческое достоинство (даже к детям и их родителям, которые не могут научит своих чад это делать). К тому же я очень сильно сомневаюсь в том, что качество знаний, полученных в "обычном" классе "обычной" школы, выше, чем при индивидуальной работе, которую сейчас проводит учитель с учеником с "особыми потребностями". И мне кажется, что за хорошими словами скрывается банальная потребность сэкономить на таких учениках, лишив их индивидуальных занятий. Все нюансы этой ситуации нужно серьезно изучать и твердо использовать принцип добровольности при переходе на такую новую форму обучения
Оптимист
С замечанием Табачника по поводу того, что необходимо менять психологию общества по отношению к детям с особыми потребностями, согласна полностью. Только вот мне кажется, что наше правительство напишет по этому вопросу программу мероприятий, через месяц отчитается о том, что она выполнена, психология общества изменилась и детей с особыми потребностями нужно отправлять в обычные школы. К сожалению, наше общество серьезно больно. Дяди и тети в телевизоре клеймят друг друга последними словами, в жизни многие взрослые не показывают образцы доброго отношения друг к другу, дети в школе зло насмехаются над реальными и выдуманными недостатками друг друга, множество картинок унижений выкладывают в интернет. И вот в эту школьную жизнь нам предлагают окунуть детей-инвалидов? И я очень боюсь, что как всегда у нас, это будет делаться принудительно, и родителям таких детей могут и не дать права выбора - учиться на дому или в школе.
Надежда
Для Оптимист: Я совершенно согласна с тем, что наше общество больно. Но всё- плохое и хорошее для ребёнка- в любом случае идёт из семьи. инклюзия необходима. я говорю об этом как мама девочки-инвалида, которую родители вынуждены были забрать из специальной школы-интерната. сейчас в подавляющем большинстве случаев такие заведения приносят ребёнку больше вреда, чем пользы. они давно превратились в "кормушки" для чиновников. А жестокости.безнаказанности, безразличия там не меньше, чем везде. просто об этом не принято говорить. любой ребёнок, в том числе и ребёнок-инвалид, должен готовиться к жизни среди обычных людей, усваивать образцы нормального поведения. родители не хотят отдавать детей в интернаты, и правильно делают. А как примут их ребёнка в общеобразовательной школе, насколько он себя будет комфортно в ней чувствовать, как будет себя вести. зависит в огромной степени от них.
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!