Стратегия развития образования: ни целей, ни идеологии, - И. Ликарчук

Директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук раскритиковал текст национальной стратегии развития образования, предложенный министерством образования

Стратегия развития образования: ни целей, ни идеологии, - И. Ликарчук

В статье, которой И. Ликарчук анализирует предложенный профильным министерством проект, он в частности отметил, текст документа содержит много правильных слов, давно известных деклараций и даже прожектов. Но нет главного - четкого определения целей украинского образования и того, каким оно должно быть.

"Читая документ, представить целостный дом украинского образования невозможно. Словно он и есть, но его не увидишь. Действительно, как в густом тумане, за которым ничего не видно... Поэтому возникает закономерный вопрос: "А для чего напущен этот туман? Для того, чтобы скрыть некомпетентность авторов, которые просто не знают куда вести украинское образование, или для того, чтобы за декларациями и лозунгами общество так и не разглядело свое будущее?", - подчеркивает Игорь Ликарчук.

Он отметил, что набор фраз документа мало отличается от тех, которые звучали десять, двадцать или даже тридцать лет назад.

"Можно назвать стратегической целью" сохранение и расширение сети внешкольных учреждений" или, скажем, "создание центров обеспечения соответствующего качества профессионально-технического образования на базе действующих учебно-методических центров профессионально-технического образования?" Вряд ли от этих "реформаторских" действий изменится как внешкольное, так и профессионально-техническое образование...", - пишет Ликарчук.

Он подчеркнул, что отсутствие конкретно определенных целей реформирования образования является первым и главным недостатком документа, но, к сожалению, перечень недостатков не исчерпывается.

"Итак, если не авторы не смогли определить конкретные цели, то возможно они заложили новую идеологию функционирования образовательной системы, которая должна выражаться в изменении статуса воспитанника, ученика, студента в образовательном процессе; расширении его прав как потребителя образовательных услуг; развития нового типа взаимоотношений между теми, кто учит и обучается", - продолжает Ликарчук.

"К сожалению, этого в документе также нет. Не вписывается в нынешнюю образовательную идеологию расширение прав обучающихся, их защита от непрофессиональных действий педагогов, предоставление им возможности выбирать свободную образовательную траекторию, учителей и профессоров и т.п. Т.е. все то, что есть в образовательных системах стран с развитой демократией для украинского образования становится недоступным до 2021 года", - отмечает директор Центра тестовых технологий.

"Туманом окутаны и намерения изменить систему управления отраслью. И снова в Проекте красивые слова, декларации, лозунги, которые педагоги слышат уже лет двадцать: "оптимизация государственных управленческих структур", "перераспределение функций и полномочий между центральными и региональными органами управления образованием, органами местного самоуправления и учебными заведениями"; "предоставление автономии учебным заведениям всех уровней".

"Эти словосочетания переходят из закона в закон, из документа в документ, из доклада в доклад, а дело не движется", - подчеркнул Ликарчук.

Он также отметил, что авторы стратегии не смогли дать ответ на вопрос о качестве украинского образования.

"Давайте вспомним, что в ходе социологического опроса, проведенного Институтом Горшенина, почти 48 процентов респондентов заявили о том, что они не удовлетворены уровнем украинского школьного образования. Или вернемся к недавней информации, которая прошла через все СМИ: Саудовская Аравия отказалась признавать украинские дипломы о высшем образовании из-за его низкого качества... Перечень подобных фактов можно продолжать довольно долго. К сожалению, авторы концепции не упомянули о них в разделе, где анализируются проблемы украинского образования", - отмечает Ликарчук.

"Потому что тогда бы пришлось не отписываться стандартными фразами типа "обновление содержания образования на основе национальных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития" или малопонятных мессиджей "обеспечение системного повышения качества образования на инновационной основе", а писать о других, более профессиональных вещах.

"Наконец, необходимо остановиться на одном действительно "революционном" положении. В разделе, где говорится об ожидаемых результатах оно сформулировано так: "Создание в Украине подсистемы элитного образования для подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, направлений науки и искусства".

"Что ж, в Украине мы давно имеем элитное жилье, рестораны, санатории, больницы. Не хватает только "подсистемы элитного образования". Не сомневайтесь, только она появится, как мощным потоком туда пойдут государственные средства. А неэлитные заведения будут продолжать тлеть, их будут оптимизировать, сокращать, реформировать и т.д. и т.п.", - пишет Ликарчук.

"Такое ли такое образование мы хотим для Украины? Если такое, то давайте поручим отобранным и проверенным делегатам учительского съезда единогласно проголосовать за предложенный проект Национальной стратегии развития образования. Если хотим образования другого, то остается без надежды надеяться, что делегаты этот документ отклонят. Ведь нельзя за стратегию выдавать то, что проще назвать планами работы департаментов министерства, которые механически соединенны вместе", - резюмировал Игорь Ликарчук.

См. также: Полная версия статьи директора Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования И. Ликарчука "Национальная стратегия развития образования: когда за туманом ничего не видно".

Освіта.ua
19.10.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
UA
Причиною такого стану, на мій погляд, є відсутність державної ідеології: за останні 20 років ніхт, крім В.Чорновола, по-справжньому не опікувався державним шляхом. А нинішнє покоління правителів-совків іншого шляху, ніж ленінського, не уявляє. Вони взагалі можуть робити тільки кальку з чогось ( в школі мабуть байдикували). Вчителів, які мають власну позицію на з'їзд не пустять - там будуть тільки "благонадёжные". Ось чому на душі мерзотно, чекати навіть нічого...
Маша
Молодец, Ликарчук! Умница! Не дает спуска Табачниковским проффффессссссионалам.
Наталя
Для Маша: а толку?!?
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!