Насколько эффективно украинское образование? Насколько далеко от европейских и мировых стандартов? Насколько политизировано?
На эти и другие вопросы в пресс-центре "Обозревателя" ответили: председатель Общественного совета работников образования и науки Украины, министр образования и науки Украины в 2005-2007 годах Станислав Николаенко и первый директор Украинского центра оценивания качества образования, экс-начальник Главного управления образования и науки города Киева Лилия Гриневич.
Школьная одиннадцатилетка осталась только в России, Беларуси и Украине
"За 19 лет независимости Украина пыталась построить систему образования, основанную на лучших традициях, оставшихся еще с советских времен", - рассказала Лилия Гриневич.
Осуществляя переход на 12-летнее среднее образование, речь шла не столько о количестве лет обучения, сколько о его качестве. Поскольку "выпускнику нужно жить в современном обществе, в открытой стране, которая хочет стать частью всемирного сообщества".
Гриневич добавила, что среди всех европейских стран одиннадцатилетка осталась только в России и Беларуси. Таким образом, она считает регрессивным шаг в направлении 11-летнего среднего образования в Украине – "он консервирует ситуацию и не определяет стратегию развития украинского национального образования".
"Я уверен, что научить ребенка учиться на протяжении всей жизни, заложить основы фундаментальных знаний и профилизации за 11 лет невозможно, поэтому я буду настоятельно рекомендовать правительству, чтобы оно взяло паузу в 2-4 года и, перегруппировав силы, вернулось к 12-летнему образованию", - добавил Станислав Николаенко.
"Переходный период нашего образования" - одна из причин ситуации, в которой сегодня оказалась страна, - уверен он.
Вместе с тем, как рассказал экс-министр, на сегодняшний день Украина находится на 19-м месте в мире по доступности среднего образования, на 40-м – высшего.
В то время как по экономическим показателям Украина давно "пасет задних". Таким образом, "мы все-таки сохраняем хорошие традиции в образовании", - сделал вывод экс-министр.
Сельский учитель зарабатывает 935 гривен в месяц
"Учитель – главная фигура в Украине", - считает Николаенко. Но как оплачивается его работа? Выпускник вуза, устроившийся учителем в школу, получает 890-900 гривен, уборщица – 800 гривен.
"Два года подряд блокировалось повышение заработной платы учителям, сейчас МВФ требует заморозить зарплаты" - вот почему в последнее время в школах все больше учителей преклонного возраста, все меньше молодежи.
"Учитель – проводник всех изменений в школе", - добавила Гриневич. "Но манипуляции с тарифной сеткой в отношении учителей продолжаются", - рассказала она. Так, по ее словам, в основу зарплаты учителя не положена минимальная зарплата, "а положена искусственная сумма, назначаемая Кабмином – 530 гривен".
Таким образом, молодой учитель получает 935 гривен – "это первое, что правительство должно исправить, но об этом никто не говорит".
Экс-министр предлагает выдавать молодым сельским учителям "подъемные" – по 4 тысячи гривен каждому. Умножив эту сумму на 3 тысячи выпускников вузов, ежегодно начинающих свою педагогическую карьеру, в итоге получаем 12 миллионов гривен в год. Если распространить эту норму на городские школы и увеличить сумму единоразовой выплаты до 8 тысяч гривен, выходим на сумму порядка 60-70 миллионов гривен в год. "Что это за сумма для государства с ВВП в триллион?", - спрашивает Станислав Николаенко. Кроме того, по его мнению, необходимо предпринимать шаги по обеспечению учителей и преподавателей жильем. "Бедный учитель не воспитает счастливого ученика", - резюмировал он.
Министр образования и науки – идеологический пост
"Мы должны критиковать не личности, а говорить о реальных вещах", - сказал экс-министр. Он добавил, что ряд решений нового министра он поддерживает, ряд – нет. В любом случае, "образовательный процесс нельзя политизировать, несмотря на то, что это очень сложно", - уверен Станислав Николаенко.
"Министр образования и науки на своем посту должен проводить государственную политику, поскольку это очень идеологический пост", - в свою очередь, заметила Лилия Гриневич. "Но если министр образования и науки Украины лоббирует интересы соседнего государства, возникает много вопросов", - добавила она.
Все школьные предметы нужно «просеять» через «решето»
"В связи с тем, что общество развивается очень динамично, объем информации чрезвычайно большой, нам необходимо пересматривать содержание образования чаще", - сказала Лилия Гриневич. В частности, она уверена, что стоит делать акцент на прикладных, а не чисто теоретических знаниях.
"Наши дети умеют прекрасно справляться со сложным многоэтажным логарифмическим уравнением, но решить практическую задачу, связанную со статистикой, чтением диаграмм, графиков они не могут".
На обновление содержания образования необходимо потратить порядка 30-40 миллионов гривен, - добавил Станислав Николаенко.
"Нужно сформировать большой коллектив ученых Национальной академии наук, каждый институт должен принять в этом участие, и мы должны найти "решето", через которое просеять содержание образования по каждому предмету и перечень предметов". Кроме того, стоит отслеживать образование в европейских странах, - добавил экс-министр.
Половина украинских университетов не переживет тестирование
Три дня назад премьер-министр Николай Азаров заявил о том, что по сравнению с 1990-м годом количество учебных заведений в Украине увеличилось в 2,3 раза. На сегодняшний день в Украине имеется 861 вуз, в котором обучается 2,6 миллиона студентов. С целью борьбы с "размножением дилетантства" премьер предложил провести переаттестацию всех украинских вузов.
Экс-министр Станислав Николаенко поддерживает такую идею и предлагает провести внешнее независимое оценивание вузов – "для выпускников и после второго курса".
Он уверен, что по результатам таких тестов "закроется половина университетов – частных и государственных". Кроме того, это даст значительное снижение коррупции – ведь теперь вуз должен будет продемонстрировать интеллектуальные, а не финансовые возможности студента.
"Сеть вузов раздута и далеко отошла от показателей качества высшего образования", - согласилась Лилия Гриневич. Она рассказала, что в проекте Закона о высшем образовании предлагается количественный критерий для университета: таковым не может называться высшее учебное заведение, в котором обучается менее 6 тысяч студентов.
Таким образом, например, известнейший Гарвардский университет уже не имеет права называться таковым, поскольку в нем учится лишь порядка 5 тысяч человек. Чтобы не доходить до абсурда, Лилия Гриневич предлагает "исходить из реального качества образования, а не из формальных показателей".
По ее мнению, таким реальным показателем может быть результат "внешних экзаменов". "Выпускник должен сдать единый стандартизированный экзамен, и только после этого он получает диплом", - сказала она.
По материалам: Освіта.ua
Дата публикации: 31.08.2010