И. Гольдштейн: мысли об изучении математики и ЗНО

Мы не можем научить этой математике, так давайте другую - а кто сказал, что другой научим лучше?

И. Гольдштейн: мысли об изучении математики и ЗНО

Автор: Игорь Гольдштейн, учитель математики в научно-исследовательской школе «Базис».

Чомусь і мені захотілось висловитись. Це я про цьогорічне ЗНО з математики. Хоча не тільки про цьогорічне.

Не хочу про причини, їх багато, кожен назве купу. Накопичувались роками, точніше, десятиліттями.

Хочу про те, а що ж робити далі. Зв’язного тексту, скоріш за все, не буде. Так, «уривки думок»…

Читаю багато різного. Наприклад, пропонується суттєво змінити зміст програми з математики. Мені необхідність цього кроку, м’яко кажучи, не здається очевидною. Тим більше, зовсім не розумію, яким чином це може вплинути на рівень підготовки випускників. Не можемо навчити цієї математики, то давайте іншу? А хто сказав, що іншої навчимо краще? Звісно, можна і потрібно щось вдосконалювати, усучаснювати, але бачити в цьому засіб покращення ситуації, впевнений, не варто.

Також абсолютно не розумію, яким чином покращиться ситуація із введенням обов’язкового ЗНО з математики. Про це трохи пізніше.

Був на декількох нарадах з приводу викладання математики в школі десь півтора роки тому. Хочу тут повторити свою основну думку. Те, що досить великий прошарок учнів не хоче нічого знати, безумовно погано. Але набагато гіршим є те, що нічого не знають дуже часто ті, хто і хотів би, і міг би. Діти роками сидять у класах, де нещасні мої колеги ледве встигають розповісти матеріал з книжки «рівня стандарту» і щось там порозв’язувати, і думають, що то вони вчать математику. І нічого про якусь «іншу» математику ніколи не чують.

Отже, одним з головних завдань, на мій погляд, має бути створення можливостей для дітей побачити щось більше, ніж «рівень стандарту». Необхідно створювати мережу класів з поглибленим вивченням.

Звісно, це і про години, але не тільки. Це і про перепідготовку вчителів, і про підготовку майбутніх учителів, і про вчительське професійне спілкування. Між іншим, з великим задоволенням спостерігаю, як студенти створюють всілякі гуртки. Це поки що «крапля в море», але надихає.

Десятки разів доводилось чути приблизно таке: «Не так важливо, чи знає вчитель свій предмет. Набагато важливіше, чи вміє він його викладати». Впевнений, що це одна з головних причин сьогоднішнього стану речей. Треба всіма можливими способами заохочувати вчителів займатись предметом. І ЗНО вчитель має складати, якщо хоч на щось претендує. І студенти педагогічних закладів вищої освіти мають задач побільше розв’язувати.

Щодо ЗНО. Вступ випускників до закладів вищої освіти спостерігаю з початку 90-х років. Те, що з введенням ЗНО вступ став набагато чистішим, заперечити неможливо. І тому я є прихильником ЗНО. Але не сьогоднішнього.

Чесність системи вступу надважлива, але це не єдина вимога до цієї системи. Як дотепно колись пожартував мій знайомий викладач університету, можна зробити абсолютно «чистий» метод відбору абітурієнтів – прозоре жеребкування. Корупції нуль. Нас це влаштує?

Освіта так влаштована, що якщо декілька років щось не питати на випускних екзаменах, то воно зникне майже в усіх школах. Освіта «самоналаштовується» на те, що на виході.

Здається, проблема вирішується дуже просто, треба лише ввести різні рівні ЗНО. Так і зробили в 2015-му році. Я радів. Але на всю країну, здається, тільки чотири факультети оголосили про те, що вони вимагають математику другого рівня (можу помилятись щодо кількості, але не сильно). Навіть фізичного та радіофізичного факультетів КНУ серед них не було.

У результаті вирішили, що не потрібно на це витрачати гроші. І це головна причина, чому я побоююсь введення обов’язкового ЗНО з математики в 11-му класі. На мій погляд, якщо такий екзамен вводити, то треба робити принаймні три рівні: обов’язковий, для тих, хто вступає до закладів вищої освіти, та для тих, хто вступає на математичні або технічні спеціальності. Інакше це невідворотно призведе до подальшого спрощення рівня завдань, чого допустити не можна.

Або мені ще подобається наступний варіант: обов’язкове ЗНО з математики в 9-му класі, але його позитивний результат є необхідною умовою для вступу до закладів вищої освіти. Причому, якщо учень не зміг його скласти, то він (вона) матиме ще дві спроби, після 10-го та 11-го класів. Буде заохочення наздогнати.

Якось так. Працюємо далі.

Оригинал

Освіта.ua
23.06.2021

Популярные блоги
И. Совсун: как надолго еще хватит запала учителей? Между победителями мировых олимпиад и средним базовым уровнем украинских школ гигантская пропасть
Т. Сердечная: зарплаты у учителей должны быть разные Есть шанс, что когда-то государство сможет оплачивать работу людей, которые работают с его будущим
И. Ликарчук: шароварщина и отчеты вместо воспитания Воспитательной работы как системы формирования человека уже давно нет, а есть гам, шум, трескотня
А. Сидоренко: зачем репетиторам 200 баллов ЗНО? Показателем высокой квалификации педагога является успешность его учеников, в том числе по результатам ЗНО
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Александр Васильевич
Для учитель: Во-первых: я не утверждаю, что математическая грамотность вообще никому не нужна, но, на мой взгляд, знания по математике на уровне не полной средней школы большинству взрослого населения вполне достаточно (если они не связаны по работе с математикой). Нужно достигать не обширных знаний в математике; геометрия, тригонометрия, теория вероятности и др., - а крепкого усвоить материал не полной средней школы. Нужно уметь решать любые пример, и задачи по выученным темам, чтобы они помнились годами. Не так: выучил, сдал, забыл. Родители должны уметь помочь своим деткам на уровне младшей и средней школы. Во-вторых: в ПТУ не готовят пекарей-технологов. Выученики ПТУ - исполнители уже разработанных технологий. Для того, чтобы хорошо варить борщ, готовить иные блюда или выпекать хлеб, - уровень знаний в математике достаточен в объёме не полной средней школы. Специалисты более высокого уровня: колледжа, ВУЗа, - должны знать математику в объёме своего уровня. В-третьих: никто никогда не доказал прямую зависимость знаний в математике от умения логически мыслить, тем более от увеличения объёма памяти. Но точно известно, что чтение художественной литературы, а, тем более, выучивание стихов и прозы, - развивает память, углубляет знания. Артисты театров, даже в самом преклонном возрасте, играя на сцене, не забывают ни текстовых реплик ни правильного перемещения по сцене. В этом им помогает постоянная тренировка: заучивание текстов и стихов. Прослушивание спокойной классической музыки положительно влияет на разностороннее развитие личности. Особенно это касается детей. Я могу понять возмущение школьного учителя: никак не хочется терять учеников, ибо это их загруженность и зарплата. Труд настоящего учителя, Учителя с большой буквы - очень труден. Не справедлива и оплата их труда. ВИВАТ, УЧИТЕЛЬ!!!
Александр Васильевич
Знание математики имеет не оспоримое значение. Однако на сколько глубоко нужно знать этот предмет в повседневной жизни большинства людей? Не более. чем на уровне неполной средней школы. И то, если нужно помочь своим детям-школьникам в этом предмете. Нужна ли математика на уровне полной средней школы не профильным специалистам? Большой вопрос. Если не будут уметь, решать примеры с отрицательными степенями, высчитывать объёмы вписанных (описанных) фигур, знать тригонометрию и т. д., например, артисты, певцы, поэты, художники и работники иных творческих профессий, что произойдёт? Нужно ли им вообще изучать математику в таком объёме или достаточно программы до 9-го класса? В ПТУ тоже нужна градация знаний по математике. Одно дело: будущие строители, другое - пекари. В колледжах тоже готовят не только специалистов с математическими знаниями. А у нас, по привычке, всех гребут под одну гребёнку. Вернитесь тогда к всеобщей политехнической школе. как в СССР.
учитель
Для Александр Васильевич: согласна со многим, НО! А что "артисты, певцы, поэты, художники и работники иных творческих профессий" живут как-то по особенному? У них быт сам по себе организуется?! " Высчитывать объёмы вписанных (описанных) фигур" - может и не надо, а вот знания эти развивают пространственное и образное мышление ОГО КАК! Ну, и по вопросу пекарей: есть такое понятие как "технология производства" , проще говоря, соответствие рецептуре... Так вот, бедные мы будем, если пекари не будут знать математику! А построение логической цепочки доказательств(?) в любой дискуссии ( НАПРИМЕР ,У ЮРИСТОВ) или высказывание - отстаивание своей точки зрения - этому в школе может научить только геометрия.Не надо делить людей по профессиям, просто придите домой и ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ , ГДЕ И КАК ВЫ ПРИМЕНЯЕТЕ ЗНАНИЕ МАТЕМАТИКИ В ЖИЗНИ(ВНЕ РАБОТЫ). И при этом я согласна , что сдавать математику всем поголовно нет смысла - гуманитарии , они как ни крути ...ну ,"НЕ ДРУЖАТ ОНИ С МАТЕМАТИКОЙ". А вот высказыван?...
учитель
Для Александр Васильевич: ПРОДОЛЖЕНИЕ:А вот высказывание некоторых родителей :" Моему ребёнку на даётся математика/химия/биология/физика/ языки..." это от лукавого, ИМЕННО С ЭТОГО НАЧИНАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ У РЕБЁНКА В ВОСПРИЯТИИ НАУКИ - МАТЕМАТИКИ. Если ребёнок дома не получает помощи при выполнении д/з,причём с начальной школы, ему попросту не к кому обратиться, т.к. он ( ребёнок) в ответ слышит в лучшем случае :" Я не понимаю", но это в лучшем случае, а в основном слышит:"ТЕБЕ В ЖИЗНИ МАТЕМАТИКА НЕ ПРИГОДИТЬСЯ!", "НЕТ ВРЕМЕНИ, Я ЗАНЯТ/ЗАНЯТА!" и т.д. и т.п., а родители для ребёнка это АВТОРИТЕТ,то дома таким образом он( ребёнок ) получает установку:" математику можно не учить, не стараться с ней разобраться и понять её".А жизнь вносит свои коррективы,(например, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНО по математике!) И кто виноват? Ну да, конечно: УЧИТЕЛЬ, ШКОЛА, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ....
Комментировать