Osvita.ua Высшее образование Реформа образования МОН реформирует подготовку младших специалистов
МОН реформирует подготовку младших специалистов

Разработана Концепция в сфере реформирования подготовки по уровню младшего специалиста

МОН реформирует подготовку младших специалистов

Министерством образования разработана Концепция реализации государственной политики в сфере реформирования подготовки по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста. Проект документа уже опубликован на сайте ведомства для общественного обсуждения, которое продлится до 16 июня.

Целью Концепции является обеспечение проведения системной реформы подготовки младших специалистов и создание предпосылок для трансформации нынешних высших учебных заведений I-II уровней аккредитации с обеспечением на этой основе получения полного общего среднего образования профессионального профиля.

Авторы проекта Концепции отмечают, что в сегодняшних условиях техникумы и колледжи, которые в большинстве не ориентированы на фундаментальные научные исследования и академическую свободу участников образовательного процесса, не могут обеспечить выпускникам уровень трудовой адаптивности и социальной мобильности, который присущий высшему образованию.

«Находясь на протяжении более 20 лет в системе высшего образования большинство техникумов и колледжей постепенно теряют высокий уровень профессиональной подготовки в пользу незавершенного и не всегда системного овладения компетенциями высшего образования. Следует признать, что без развития широкого спектра реальных научных исследований их превращение в университеты прикладных наук невозможно», - говорится в проекте документа.

По определению авторов Концепции, государственная политика в отношении деятельности этих учебных заведений должна основываться на принципах удовлетворения образовательных потребностей граждан в получении основательного образования с ориентацией на практическую деятельность и качественного профильного полного общего среднего образования с перспективой дальнейшего получения степеней высшего образования и возможностью выбирать различные траектории обучения и т.д.

Также колледжи и техникумы должны обеспечивать предприятия работниками среднего звена в соответствии с потребностями рынка труда с учетом структуры национальной экономики и перспектив реиндустриализации.

«Учебные заведения, которые сейчас осуществляют подготовку младших специалистов, должны переосмыслить свою деятельность и позиционирование в системе образования Украины, выбрать путь для дальнейшего развития с учетом собственного видения и национального законодательства», - отмечают разработчики Концепции.

Для высших учебных заведений I-II уровней аккредитации авторы видят несколько вариантов развития.

В частности, сохранение статуса колледжа как учреждения высшего образования, которое осуществляет подготовку младших бакалавров или бакалавров короткого цикла, а также имеет право осуществлять подготовку по образовательно-квалификационному уровню специалиста, в том числе на основе базового общего среднего образования с одновременным получением полного общего среднего образования профессионального профиля и реализовывать образовательные программы профильной старшей школы.

Также возможен вариант сохранения учебного заведения в статусе колледжа как учреждения профессионального образования, осуществляющего подготовку специалистов в том числе на основе базового общего среднего образования с одновременным получением полного общего среднего образования профессионального профиля, а также имеющего право осуществлять подготовку квалифицированных рабочих, в том числе на основе базового общего среднего образования с одновременным получением полного общего среднего образования профессионального профиля и реализовывать образовательные программы профильной старшей школы.

Предполагается, что высшие учебные заведения, которые в системе высшего образования сейчас осуществляют подготовку исключительно по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста и до 2020 года не получат лицензию на подготовку образовательно-профессиональной степени младшего бакалавра и/или степени бакалавра, могут продолжить подготовку специалистов в системе профессионального образования как учреждения профессионального или специального образования.

Статус колледжей-лицеев могут приобретать учебные заведения, которые проводят обучение учеников по программе профильной старшей школы по академическим профилям, родственным основному профессиональному направлению.

В случае утверждения Концепции, нормы документа будут реализовываться в течение 2017-2029 годов в три этапа.

На первом этапе (2017-2018 годы) предусматривается принятие новой редакции закона «Об образовании», внесение изменений в закон «О высшем образовании», принятие закона «О профессиональном образовании», разработка поэтапного плана действий по реформированию подготовки по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста в образовательно-квалификационный уровень специалиста, а также внедрение проведения государственной итоговой аттестации для студентов, получающих уровень младшего специалиста или специалиста одновременно с завершением полного общего среднего образования, в форме ЗНО.

На втором этапе (2019-2022 годы) планируется модернизировать материальную базу колледжей для обеспечения высококачественной профессиональной подготовки по образовательно-квалификационному уровню специалиста для 3-4 ведущих отраслей экономики, ввести поступление младших специалистов (специалистов) на образовательные программы для получения степени бакалавра на основе результатов ЗНО, разработать стандарты образования специалиста с учетом требований 5-го уровня Национальной рамки квалификаций и соответствующих профессиональных стандартов и т.п.

Третий этап (2023-2029 годы) предусматривает модернизацию материально-технической базы для обеспечения подготовки специалистов для работы с современными технологиями и обеспечения потребности молодежи в профессиональном профиле старшей школы.

Среди рисков принятия Концепции авторы видят необеспечение финансовой поддержки реформы, сопротивление людей, которые не готовы меняться и противодействие со стороны отдельных лиц и учреждений, которые стремятся получить политический капитал на торможении образовательных реформ и трудностях педагогов, которые обусловлены непроведением или затягиванием трансформаций.

Вместе с тем, авторы Концепции отмечают, что последствиями непринятия Концепции могут стать потеря образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, системы техникумов и колледжей, а также углубление диспропорций, дефицит работников без высшего образования, избыток работников с высшим образованием преимущественно гуманитарного профиля.

Ознакомиться с проектом КОНЦЕПЦИИ

Освіта.ua
07.06.2017

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Галина
Манера проведения "общественного бсуждения концепции" достойна самой концепции. Куда же исчезли комментарии, было ведь достаточно много. Оставили лишь имитацию "голоса из народа" - "кому потрібні ці коледжі".
Мама
Ну і хто беде поступати в ці коледжі і технікуми .Вчителі залишуться без роботи.Я свого часу збила свою дитину і відправила вчитися в коледж щоб не здавати зно на другому курсі мій син мені заявив куди ти мене відправила.Він зараз вчить зно щоб оброти іншу професію забив на предмети коледжу.Не робіть моїх помилок нехай діти вчаться в школі здають нормально зно це зробити реально якщо вчити.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!