Osvita.ua Высшее образование Реформа образования 16 революционных изменений в высшем образовании
16 революционных изменений в высшем образовании

6 сентября вступил в силу закон «О высшем образовании», принятый парламентом два месяца назад

16 революционных изменений в высшем образовании

6 сентября вступил в силу новый закон «О высшем образовании», принятый парламентом два месяца назад. Изменения, введенные этим законом, стали пока самой значимой, если не единственной, системной реформой в послереволюционной Украине.

Итак, что изменится в украинских вузах?

1. Качество образования будет контролировать независимый орган

Значительная часть полномочий Министерства образования и науки перейдет в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. 25 членов этого коллегиального органа будут избираться на три года. 13 из них будут представлять вузы (9 – государственные, 3 – частные и 1 – коммунальные), 5 – отраслевые академии наук, 3 – объединения работодателей, по 2 – Национальная академия наук и органы студенческого самоуправления. В состав агентства не могут входить руководители вузов или Академии наук и их заместители, быть членом этого органа можно будет не более двух сроков.

Нацагентство будет контролировать качество образования в вузах, формировать перечень специальностей, разрабатывать стандарты высшего образования, аккредитовать специальности, учебные программы и специализированные ученые советы.

Агентство определит критерии оценки качества образования, которые позволят сформировать рейтинг высших учебных заведений.

Отныне каждое учебное заведение будет вынуждено доказывать, что оно предоставляет действительно качественные знания. Итоги оценивания качества образования по каждой специальности будут действительны пять лет, после чего вуз может снова пройти аккредитацию или потерять право обучать по этой специальности.

Первый состав агентства должен быть избран уже к концу 2014 года. Устав нового органа должно утвердить правительство, а также назначить из числа членов агентства его председателя и заместителя.

2. Академическая автономия

Каждый вуз получил право вводить свои образовательные и научные программы.

Также именно учебные заведения теперь окончательно будут присуждать ученые степени. Нацагентство только аккредитует специализированные ученые советы и будет рассматривать апелляции на их решения.

Вузы самостоятельно будут решать, признавать ли иностранные дипломы и степени при приеме на учебу и работу.

Учебные заведения смогут выдавать как собственные, так и государственные дипломы.

Ректоров и деканов будут выбирать сроком на пять лет на прямых выборах преподавательские коллективы, а также студенты, доля голосов которых увеличивается до 15 %. Министерство не сможет больше навязывать вузам ректоров и должно заключить контракт с тем руководителем, который получил на выборах более 50 % голосов.

3. Финансовая и хозяйственная автономия

Вузы могут открывать собственные счета, получать кредиты, распоряжаться имуществом и землей. Они смогут основывать научные парки и предприятия, занимающиеся наукой или инновациями.

Учебное заведение будет свободно распоряжаться собственными доходами, в т. ч. платой за обучение, которая не может изыматься в государственный или местные бюджеты.

Каждый вуз сможет основывать фонд и пользоваться пассивными доходами с него, перечислять средства за границу для участия в научных и образовательных ассоциациях.

4. Сильное студенческое самоуправление

Значительно возрастет роль органов студенческого самоуправления, которые будут свободно формироваться самими студентами. Эти органы должны защищать права и интересы студентов, вносить предложения в учебные планы, получат значительное влияние (15 % голосов) при избрании ректоров и деканов, право на объявление акций протеста, а также получат 0,5 % от финансовых поступлений в казну вуза.

5. Прозрачность

Каждый вуз обязан публиковать на своем сайте документы о своих финансах, имуществе, в т. ч. сметы, отчеты об их выполнении, распределение зарплат и т. д.

Вузы также должны будут обнародовать в Интернете итоги ежегодного внутреннего мониторинга качества образования.

С помощью единых государственных реестров можно будет получить информацию о перечне специальностей, специалистов, которых имеет право готовить вуз, выданных дипломах, защищенных научных работах или сертификатах ЗНО.

6. Не будет «вечных» ректоров и деканов

Ректоры, деканы, заведующие кафедр будут избираться на свои должности на пять лет и не смогут их занимать более чем два раза.

Запрещается совмещать административные должности (например, проректора или декана и завкафедрой).

7. Бакалавр-магистр-PhD, как в Европе

В Украине будет пять образовательно-квалификационных уровней: младший бакалавр; бакалавр; магистр; доктор философии; доктор наук.

Степень «специалиста» будет отменена. Получение степени бакалавра будет означать получение полного высшего образования. Последний набор на «специалистов» и «младших специалистов» состоится в 2016 году. Все, кто уже получил степень специалиста, автоматически будут приравнены к магистрам.

Также исчезает понятие «кандидат наук», и все, кто освоит соответственную образовательно-научную программу и публично защитит диссертацию, станут докторами философии. Все нынешние кандидаты наук по собственному желанию смогут получить диплом доктора философии.

Степени бакалавра, магистра и доктора философии (PhD) соответствуют принятой в большинстве стран Европы классификации, что облегчит академическую мобильность украинских студентов и ученых.

8. Новая классификация вузов

В Украине больше не будет т. н. классификации «Уровней аккредитации» высших учебных заведений. Зато будут четыре типа вузов: университеты (универсальные учебные заведения); институты и академии (отраслевые учебные заведения) и колледжи (где готовят специалистов до уровня младшего бакалавра или бакалавра).

9. Война с плагиатом

Научные работы и отзывы оппонентов перед защитой будут размещаться на сайтах вузов.

Сама защита будет открытой, причем каждый присутствующий сможет свободно делать аудио- или видеозапись.

Санкции за плагиат жесткие: ученый лишается степени, его научный консультант, оппоненты и председатель специализированного совета – права участвовать в таких советах на два года, а учебное заведение – в течение двух лет создавать такие советы.

Кроме того, каждый вуз должен ввести внутренний контроль над плагиатом среди преподавателей и студентов.

10. Снижение нагрузки на преподавателей и студентов

С 2015 года нагрузка на преподавателя на одну ставку уменьшается с 900 до 600 часов. При этом штат преподавателей не меняется. Это даст преподавателям больше времени на науку, а также уменьшит количество искусственных дисциплин, которые вводились для «наполнения часов».

Снижается и нагрузка на студентов: один кредит равен 30 часам вместо 36-ти.

11. Академическая мобильность

Вводится предусмотренная Болонской системой кредитно-модульная система измерения учебной нагрузки. Она будет измеряться теперь не в часах, а в кредитах. Бакалавр должен набрать 180–240 кредитов, магистр 90–120 и т. д. Приложение к диплому европейского образца будет содержать данные об оценках и количество кредитов по каждому предмету.

Это позволит стыковать украинские вузы не только между собой, но и с зарубежными учебными заведениями. Студенты и преподаватели смогут защищаться, продолжать учебу или работу в любом вузе не только Украины, но и всей Европы.

Студенты смогут на свое усмотрение выбирать значительную часть (не менее 25 %) учебных курсов и преподавателей.

Бакалавры при поступлении в магистратуру могут свободно выбирать специальность, тогда как до сих пор они могли только продолжать обучение по той же специальности.

12. Поступление – только через внешнее оценивание

До сих пор внешнее независимое оценивание знаний выпускников школ (ЗНО) основывалось на решениях правительства и министерства, и его могли в любой момент отменить. Отныне обязательность прохождения ЗНО для поступления в высшие учебные заведения закреплена законом.

Во время вступительного конкурса каждый сертификат ЗНО будет «весить» не менее 20 % итогового балла, школьный аттестат – не более 10 %, призовые места на всеукраинских олимпиадах и конкурсах – не более 5 %, оценка за творческий конкурс или физическую подготовку в некоторых вузах – не более 50 %.

Точное распределение баллов определяет сам вуз, обязанный не позднее 15 октября обнародовать на своем сайте правила поступления на следующий год.

13. Конкурентная система госзаказа

С 2016 года заработает механизм электронного поступления в вузы и автоматического размещения госзаказа.


Абитуриенты уже на этапе прохождения ВНО смогут выбирать специальность и вуз, в который хотят поступить. По итогам ВНО будет составлен рейтинг абитуриентов, лучшие из них получат право учиться бесплатно. Если они поступят в выбранный вуз, то учиться будут бесплатно, а вуз, соответственно, получит государственный заказ на обучение этих абитуриентов.

Таким образом, в соответствии с предпочтениями абитуриентов автоматически определятся рейтинги специальностей и вузов. Вузы для получения государственного заказа будут соревноваться не в приверженности министерства, как до сих пор, а за приверженность абитуриентов. При этом бюджетные места смогут получить и частные вузы.

Льготники на каждой специальности получат 5 % бюджетных мест.

14. Стипендии на уровне прожиточного минимума

Стипендия будет выплачиваться в размере не ниже прожиточного минимума. Но сначала всем студентам будет выплачиваться 2/3 от этого размера, а после первой сессии стипендию получат 2/3 лучших студентов каждого курса согласно рейтингу.

Однако уровень стипендий повысят не сразу, а постепенно, начиная с января 2015 года, по определенному правительством графику.

15. Государственное финансирование науки

К 2018 году государство должно ввести гарантированное целевое финансирование научных разработок в университетах, которые получат статус национального или исследовательского. Причем такой статус нужно будет постоянно подтверждать.

16. Преподавание на украинском языке

Закон определяет, что языком преподавания является государственный язык. Для повышения международной академической мобильности вуз имеет право часть дисциплин преподавать на английском или других иностранных языках, но обеспечив при этом знания соискателями соответствующей дисциплины и на украинском.

Перечень иностранных языков, на которых разрешено вести преподавание, будет утверждать учебное заведение.

Если преподавание для иностранцев ведется на иностранном языке, для них создаются специальные группы, такие студенты обязаны изучать украинский, как отдельную дисциплину.

По желанию студентов учебное заведение дает им возможность выучить язык национального меньшинства в объеме, который дает возможность профессионально работать по специальности с использованием этого языка.

Такие нормы закона должны повсеместно утвердить в высшем образовании украинский язык и одновременно дать возможность изучать языки национальных меньшинств и разрешить в случае необходимости преподавание на иностранных языках.

Тарас Шамайда

texty.org.ua
12.09.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!