Osvita.ua Высшее образование Реформа образования Количество кВт электроэнергии на одного студента
Количество кВт электроэнергии на одного студента

Как Минобразования планирует рассчитывать стоимость обучения одного студента вуза

Количество кВт электроэнергии на одного студента

Невзирая на скрупулезное распределение государственного заказа между университетами, финансирование обучения студентов бюджетной формы происходит непрозрачно. Правительство детально расписывает, сколько именно специалистов нужно подготовить, но при этом механизм пересчета мест на деньги в стране отсутствует. Хотя при действующей системе финансирования вузов, знать стоимость подготовки одного специалиста и не нужно. Так, бюджет университета формируется и утверждается одновременно с принятием государственного бюджета в январе, а о точном количестве мест государственного заказа университеты узнают лишь в мае-июне, когда уже имеют утвержденный бюджет. То есть говорить о четко регламентированной зависимости объема финансирования от количества мест государственного заказа нельзя.

Однако 20 мая 2013 г. Кабинет министров Украины принял «Методику расчета ориентировочной средней стоимости подготовки одного квалифицированного рабочего, специалиста, аспиранта, докторанта», которая должна была бы регламентировать распределение и планирование средств госзаказа соответственно с определенной стоимостью обучения одного студента.

Методика предусматривает расчет стоимости обучения студентов разных уровней как в вузах I‑ IV уровня аккредитации, так и в профессионально-технических учебных заведениях и заведениях последипломного образования. Важно, что для такого расчета используют показатели минимальных экономически обоснованных расходов. К последним принадлежат:

  • заработная плата и начисление на заработную плату преподавателей и другого персонала, который обеспечивает подготовку специалистов в учебном заведении;
  • академическая стипендия;
  • социальное обеспечение для предоставления государственных льгот и гарантий отдельным категориям студентов;
  • оплата коммунальных услуг и энергоносителей в границах установленных норм потребления;
  • расходы, непосредственно связанные с обучением студентов (от канцелярских принадлежностей и лабораторных реактивов до служебных командировок, проведения ремонтов и аренды помещений);
  • опосредствованные расходы, связанные с обучением студентов (банковские услуги, лицензионная и аккредитационная экспертиза, расходы на охрану и тому подобное);
  • капитальные расходы (основные средства и другие предметы долгосрочного пользования);
  • расходы на содержание общежития;
  • социальные гарантии, предусмотренные Госбюджетом на плановый год.

Соответственно, средняя стоимость подготовки одного студента по государственному заказу рассчитывается по формуле:

Вобр. = (В1  К1 + В2  К2 + … + Вn  Кn) / (К1 + К2 + … + Кn),
где В1, В2 ... Вn ‑ стоимость подготовки студента соответствующей отрасли знаний, образовательно-квалификационного уровня, научной степени, специальности, направления подготовки, вида экономической деятельности (для профессионально-технического учебного заведения), профессии и формы обучения, а К1, К2 ... Кn ‑ соответствующее количество студентов (контингент).

Методикой также предусмотрено рассчитывать оценочную среднюю стоимость обучения одного студента на следующие два бюджетных периода после планового года посредством учета прогнозируемого индекса потребительских цен. Очевидно, это нужно для приблизительной оценки будущих расходов государственного бюджета.

Целью принятия такой методики является совершенствование планирования, анализа и контроля финансовых расходов по государственному заказу. Однако ее эффективность является сомнительной.

Во-первых, такой тщательный расчет и планирование расходов на один год является сложным процессом, хотя бы с точки зрения администрирования. Попытка как можно детальнее спланировать хозяйственные и другие текущие расходы создает жесткие рамки функционирования учебных заведений и ограничивает свободу как сотрудников, так и студентов относительно организации учебной и внеучебной деятельности в пределах университета.

К слову, представители финансовых отделов вузов вспоминают, что подобная методика уже вводилась еще в 1980-х годах. Однако через сложность администрирования от нее отказались после года внедрения. Подобную судьбу эксперты прогнозируют и для этой попытки.

Во-вторых, вызывает ряд предостережений употребление термина «минимальные экономически обоснованные расходы». Экономически обоснованные расходы, по определению, это такие расходы, которые принесут максимальные выгоды и отдачу в будущем. То есть «минимальные» и «экономически обоснованные расходы» — понятие часто взаимно противоречивые. Однако очевидно, что разработчики методики имели в виду просто максимальную бережливость в целях экономии средств государственного бюджета. Такое же недоразумение вызывает термин «установленные нормы потребления». Это напоминает абсурдность потребительской корзины в Украине с нереалистично низкими установленными нормами потребления. То есть государство будет пытаться заранее определять объемы использованных кВт энергии (будем надеяться, что до регуляции количества необходимых ручек и парт не дойдет).

В-третьих, методика смешивает вместе разные специальности в пределах одного учебного заведения. Получаем искаженную ситуацию, когда относительно высокая стоимость подготовки «естественников» нивелируется относительно недорогими гуманитарными и обществоведческими направлениями.

Вопрос распределения средств между университетами является сложным и нуждается в детальном анализе, изучении международного опыта и обсуждениях. Принятый Кабмином документ показывает, что административный аппарат не справился ни с одним из этих заданий. Даже поверхностное ознакомление чиновников с международным опытом показало бы, что университеты ведущих стран мира рассчитывают стоимость обучения одного студента постфактум, а не определяя заранее показатели расходов.

Более половины финансирования вузы ведущих стран мира получают от государства «на деятельность», без жесткой привязки к стоимости подготовки одного специалиста. В границах собственной финансовой автономии университет может определить, сколько специалистов он реально может подготовить на выделенные деньги в пределах определенных государством приоритетов.

Использованный Кабмином расходный метод расчета стоимости обучения можно было бы применять на переходном этапе к подобной модели финансирования, однако даже для этого он нуждается в серьезных изменениях.

В первую очередь стоит отказаться от учета в стоимости обучения одного студента платы за коммунальные услуги, капитальные ремонты, приобретения основных средств и других долгосрочных активов. Ведь долгосрочные инвестиции, отдачу от которых вуз будет получать годами, нельзя включать в стоимость обучения студентов лишь одного года. Учет таких общих университетских расходов должен вестись отдельно. Расходы же на коммунальные услуги в очень небольшой мере зависят от количества студентов. По предлагаемой логике, если университет выгонит два десятка студентов, он потеряет определенную сумму денег, в том числе на коммунальные услуги. Но это никоим образом не будет означать, что университет будет расходовать меньше электроэнергии или уменьшатся счета за отопление или содержание помещений.

Кроме того, можно переориентировать методику на стоимость подготовки одного курса или учебной программы, а себестоимость подготовки одного студента рассчитывать постфактум – для возможности сравнения стоимости подготовки в разных учебных заведениях на соответствующих направлениях подготовки. То есть единицей измерения должна быть учебная программа (например, бакалаврат по физике), а не отдельный студент. Ведь для университетских расходов важнее количество студенческих групп и потоков, чем отдельных студентов.

Переориентация финансирования на учебную программу или курс позволит избежать зависимости существования отдельных программ от количества студентов, что позволит, в частности, развивать курсы по выбору. Более того, планирование бюджета университета невозможно без учета его специфики – размера, количества факультетов, подчиненных хозяйственных единиц, дополнительных финансовых поступлений и тому подобное. Поэтому более эффективным было бы позволить финансово-плановым отделам вузов самим рассчитывать стоимость обучения посредством плановых моделей. Кроме того, в случае относительной финансовой автономии учебные учреждения стали бы более гибкими – поскольку их расходы не были бы привязанными к задекларированным статьям расходов, как это происходит сегодня.

Кроме того, параллельно с предоставлением финансовой автономии учебным заведениям (речь идет в первую очередь об университетах) необходимо ввести требование большей публичности и обязательной публикации детальной финансовой отчетности, доступной как для государственных контрольно-ревизионных органов, так и для широкой общественности. Тогда потребность в жесткой регуляции каждого кВт электроэнергии на одного студента отпадет сама по себе.

Ирина Свитящук, Центр исследования общества

Освіта.ua
04.09.2013

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Ирина Шульгина
Это все хорошо, но смотрела выступления нескольких ректоров. Говорят, будет натуральная морозилка. Как в таких условиях учиться? Тут думаешь, чтоб почки не отморозить, а не о тонкостях будущей профессии

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!