![]() |
Иван Вакарчук отчитался о проделанной работе за время своего руководства образовательным ведомством |
Экс-министр образования и науки И. Вакарчук отчитался перед обществом
Социологические исследования свидетельствуют, что введенные в 2008-2009 гг. изменения в образовании поддерживает большинство граждан, подчеркивается в сообщении.
Так, 78% опрошенных граждан, в основном довольны уровнем знаний, которые получает ребенок в школе. Министерством разработаны и воплощаются конкретные программы улучшения качества образования, начиная от дошкольного образования заканчивая высшей школой, во всех отраслях - естественных, физико-математических, преподавания украинского и иностранных языков, художественно-эстетического цикла и др. Эти программы нарабатывались открыто с участием специалистов, ученых, педагогов и общественности всей Украины.
Наиболее значимой по масштабам и сложности трансформации в украинском образовании было введение внешнего независимого оценивания.
По результатам независимых социологических опросов, более 83% процентов участников тестирования и их родственников доверяют результатам ВНО.
Внешнее независимое оценивание предоставило возможности равного доступа к высшему образованию детям всех регионов Украины. Абитуриент, имеющий знания, может прогнозировать свои возможности поступления.
Дети с особыми потребностями - в поле особого внимания Министра Ивана Вакарчука. В общеобразовательные школы уже интегрировано 103 тысячи детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 45 тыс. детей-инвалидов. Инклюзивное образование внедрено уже в 22 школах. Количество детей с особыми потребностями, которые учатся в вузах III-IV р.а. с 2007 года увеличилось с 8 315 до 12 446 детей, в 2009 году – это, в том числе результат инициированных министром мероприятий по созданию условий для обучения таких детей в высшей школе.
Существенно расширена автономия высших учебных заведений. Университеты могут самостоятельно утверждать программы, свободно распоряжаться своими финансовыми ресурсами. Университеты могут предлагать 3 вида магистерских программ: исследовательскую, профессиональную и карьерную. Кроме этого высшие учебные заведения для успешных студентов первого и второго курсов с 2010-2011 учебного года смогут предоставлять, помимо основного высшего образования, трехгодичный бакалаврат культурных, гуманитарных или социально-политических наук.
Внедренная «свободная траектория студента», вплотную приблизила украинское высшее образование к стандартам западных университетов. Первокурсник-2010 сможет выбирать 25% профессиональных дисциплин, еще 25% самостоятельно будет определять университет, и лишь 50% нормативных дисциплин определит Министерство.
С 2010 года студенты будут получать дополнение европейского образца к диплому о высшем образовании, который является обязательным документом в подавляющем большинстве стран участников Болонского процесса и выдается вместе с дипломом о высшем образовании. Многие страны без этого приложения не признают дипломы о высшем образовании. Теперь украинский диплом с таким приложением будет адекватно оценен в любой стране Болонского пространства.
Министерством разработан проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании", которым предусмотрено цикличная схема подготовки: бакалавр - магистр - доктор философии (PhD).
Законодательно определены типы высших учебных заведений: университет; академия; колледж; профессиональный колледж, изменена система стандартов высшего образования.
Определены научные степени (доктор философии, доктор наук) и ученые звания (адъюнкт, доцент, профессор), порядок их присуждения и присвоения.
Разработаны Положения и высокие критерии исследовательских университетов; новую структуру образовательно-профессиональных программ и учебных планов подготовки бакалавров.
Усилены требования и разработана новая система аккредитации учебных заведений. Под четким контролем находятся соблюдение лицензионных требований к качеству образования в высших учебных заведениях. Если качество образования были неудовлетворительным - такие вузы бескомпромиссно лишались лицензий.
Значительно ужесточены требования к претендентам на ученые звания профессора и доцента, каждый из которых обстоятельно рассматривает аттестационная коллегия МОН. Этим возвращено доверие общества к академическим званиям. Кроме того стать профессором или доцентом без написания учебника или пособия с грифом МОН невозможно, что увеличило количество учебников по сравнению с прошлым годом. Таким образом преодолен дефицит украиноязычных учебников, особенно для технических и математических специальностей.
Правительством одобрена Государственная целевая научно-техническая программа "Нанотехнологии и наноматериалы" на 2010-2014 годы.
Программой предусматривается создание новых технологий получения наноматериалов, создание устройств и приборов для нанобиомедицины, нанофизики, нанохимии.
Начато воплощение системы непрерывного физико-математического образования: школа - вуз - аспирантура. Такой подход позволит не только эффективно координировать программы учебных заведений разных уровней, привлекать учеников и студентов к научному творчеству, а создаст для них реальную возможность находиться в атмосфере той или иной научной школы.
Впервые в истории независимой Украины МОН провело комплексную инвентаризацию имеющихся и необходимых классическим и техническим университетам учебных приборов и приборов для научных исследований, проведена инвентаризация и анализ потребностей уникального оборудования, которое обеспечит прецизионные измерения и позволит проводить действительно фундаментальные исследования мирового уровня.
С сентября 2008 года наши ученые впервые за многолетнюю историю украинской науки получили реальный доступ к мировым информационным научным ресурсам мировых библиотек и научных издательств через научно-образовательную сеть Уран, интегрированную в общеевропейскую сеть Geant.
Образование.ua
13.03.2010