![]() |
Назначенный вчера вице-премьером по гуманитарным вопросам В.Семиноженко критически оценивает проведенную его предшественниками реформу в сфере образования |
Семиноженко: для контрактников и заочников ВНО будет отменено
Он допускает, что уже в этом году в вузах будут снова введены вступительные экзамены.
Расскажите о ваших приоритетах в работе.
Меня назначили руководить гуманитарной сферой, важнейшей для становления страны, которая может претендовать на мировое лидерство. В области социальной политики, образования, науки, инновационных технологий, культуры должны создаваться проекты, объединяющие всю страну. Передо мной стоят задачи стратегического плана – создать проект, который поможет определить место Украины в мире, учитывая все особенности и преимущества нашего государства.
Как вы можете охарактеризовать состояние гуманитарной сферы в настоящий момент?
Состояние плачевное. Якобы реформировалась система образования, однако проводилось только реформирование системы оценки знаний. Например, в школах действует 12-балльная система оценки знаний, а в вузах все еще пятибалльная. В системе образования не может быть разных подходов к оценке знаний в школах и вузах. Реформирования не было, была лишь имитация реформ, которая не дала ничего хорошего. Вот пример: в течение последних двух-трех лет в Украине не печатались учебники для профтехучилищ. Качество школьных учебников, которые вводились Министерством образования в последнее время, не только по гуманитарным, но и по техническим предметам,– вопиюще низкое. В течение трех лет в бюджете Минобразования лежит $100 млн на ремонт школ. Они не могут быть потрачены просто потому, что министерство не может организовать соответствующую работу. Это говорит о низком качестве менеджмента.
Будет ли новое правительство поддерживать прежние приоритеты в сфере образования, в частности, соблюдение принципов Болонской системы?
Болонская система в украинском прочтении усложняет систему образования, а результат ее внедрения не совпадает с лозунгами, под которыми эти реформы проводились. Европейские стандарты, которых мы будем придерживаться,– это стандарты уровня качества и конкурентоспособности нашего образования.
Как вы относитесь к внешнему независимому оцениванию знаний выпускников (ВНО), которое было введено прежним руководством Минобразования.
Нельзя под одну гребенку проводить тестирование в вузы. Более того, разве ВНО может выступать критерием оценки качества знаний? При прохождении ВНО выпускнику нужно демонстрировать не способность к исследованию, размышлению и поиску ответа, а способность быстро отвечать на вопросы. Скорее всего для выпускников школ в этом году, кроме ВНО, будут еще и вступительные экзамены. Этот вопрос обсуждается сейчас с экспертами. Возможно, в равных пропорциях будут важны результаты ВНО, вступительных экзаменов и показатели школьного аттестата. Если люди хотят поступить на контрактную, заочную форму обучения, получить дистанционное обучение – для них тесты вообще будут отменены.
Будете ли вы поддерживать усиление роли государственного языка? Сохранится ли украинский язык как обязательный при прохождении ВНО?
Полагаю, украинцам нужно дать право выбирать язык, на котором получать образование и сдавать экзамены. Сохранится или нет обязательность украинского языка при прохождении внешнего независимого оценивания – спорный вопрос. Допускаю, что у представителей национальных меньшинств появится возможность сдавать тесты и экзамены не только на украинском языке.
С чего вы начнете работу?
Первые шаги – усовершенствовать законодательное поле, решить кадровые вопросы, которые также очень важны. Нам нужны настоящие специалисты, которые понимают все особенности своей работы. Такие люди есть и в команде предыдущего правительства.
Автор: Юлия Рябчун
Коммерсант
12.03.2010