![]() |
Министерство образования и науки выступает с инициативой подачи вступительных документов в вузы используя Интернет |
Электронное поступление в вуз: новые технологии и законодательная несогласованность
Система электронного поступления, которая презентованная министром образования и науки, молодежи и спорта Дмитрием Табачником в марте, предполагает предварительную подачу вступительных документов абитуриентом при помощи сети Интернет.
По замыслам разработчиков идеи, такая система будет способствовать уменьшению нагрузки на приемные комиссии в период вступительной кампании в 2011 году.
Следует отметить, что аналогичные системы достаточно удачно эксплуатируются в развитых странах, основными задачами которых является упрощение процедуры подачи документов абитуриентами, а также разгрузка вузов в процессе отбора и приема студентов на обучение.
Отечественная система, по словам министра образования, призвана предоставить возможность абитуриенту участвовать в конкурсном отборе, лично не посещая приемную комиссию учебного заведения.
Предполагается, что после того, как фамилия абитуриента появится в обнародованном списке рекомендованных к зачислению, о чем он должен быть персонально уведомлен приемной комиссией, абитуриент лично представит оригиналы документов в избранное высшее учебное заведение.
Во время презентации системы министр образования сообщил, что в 2011 году электронная подача заявлений будет распространена только на абитуриентов высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, которые будут поступать на дневную форму обучения по сертификатам Украинского центра оценивания качества образования 2008, 2009, 2010 и 2011 годов.
При этом министр отметил, что в 2011 году будет сохранена традиционная форма личной подачи документов для поступления.
Также, Дмитрий Табачник сообщил, что участие в системе "Электронное поступление" будет добровольным, как для абитуриентов, так и для приемных комиссий учебных заведений. Этот фактор не исключает игнорирования некоторыми вузами участия в системе.
Внедрение системы электронного поступления на данном этапе также сопровождается несколькими несогласованностями с действующей нормативной базой, регулирующей деятельность приемных комиссий вузов.
В частности, Примерным положением о приемной комиссии высшего учебного заведения Украины, которое утверждено министерством образования и на базе которого разработаны все положения высших учебных заведений Украины, предусмотрено, что абитуриенту, который подал документы в приемную комиссию, должна быть выдана расписка о приеме его документов за подписью ответственного секретаря или его заместителя. Каким образом этот механизм будет реализован в рамках системы электронного поступления министр не сообщил.
Также, Условиями приема в высшие учебные заведения Украины в 2011 году предусмотрено, что абитуриенты должны лично подать заявление и необходимый перечень документов для поступления в вуз. Альтернативной формы подачи документов существующая нормативная база не предусматривает.
Т.е. для того, чтобы нововведение министерства образования вошло в юридическое поле, ведомству необходимо вносить изменения в условия приема в высшие учебные заведения Украины, которыми должна быть предусмотрена возможность дистанционной подачи и регистрации документов лиц поступающих в высшие учебные заведения.
Следует также отметить, что начало эксплуатации системы "Электронное поступление в вузы Украины" запланировано на 1 июня, хотя согласно условиям приема в высшие учебные заведения Украины, официальный старт вступительной кампании и начало приема документов высшими учебными заведениями начнется лишь 1 июля, когда абитуриенты получат результаты внешнего независимого оценивания (ЗНО).
Освіта.ua
14.03.2011