Osvita.ua Высшее образование Новости высшего образования Новый закон "О высшем образовании" имеет много противоречий, - эксперты
Новый закон "О высшем образовании" имеет много противоречий, - эксперты

В Центре образовательного мониторинга считают, что проект закона "О высшем образовании", предложенный к обсуждению Министерством образования, требует серьезного экспертного и общественного обсуждения

Новый закон "О высшем образовании" имеет много противоречий, - эксперты

По мнению экспертов Центра образовательного мониторинга (ЦОМ), по отдельным вопросам этот законопроект действительно делает шаг вперед по сравнению с действующим Законом Украины "О высшем образовании", по другим - делает полшага, хотя можно было бы действовать в законодательном поле более радикально. В некоторых же случаях, разработчики так и остались в плену советских стереотипов и не решились предусмотреть давно назревшие законодательные новации.

При этом, законопроект имеет много противоречий, сообщает пресс-служба ЦОМ.

Как отмечают эксперты, новый проект Закона "О высшем образовании" предусматривает проведение приема в университеты не только на конкурсной основе по результатам тестирования, но и с учетом среднего балла аттестата и бала высшего учебного заведения. Однако, законопроект не дает ответа на вопрос, что такое "средний балл вуза" и не прописывает механизм его определения.

Отменено архаичное разделение вузов на I-IV уровень аккредитации и вводится вполне современное разделение: на университеты, академии, колледжи, профессиональные колледжи. Но при отнесении учебного заведения к тому или иному типу применены механические критерии и отсутствует ключевой показатель - качество образования.

Так, например, классический университет создается при условии, если в нем на дневной форме учится не менее 10 тыс. студентов, не менее чем по 8-ми областям образования и осуществляется подготовка научных кадров не менее чем по 8-ми научным специальностям.

Важен также языковой вопрос в системе образования. Если в предыдущем варианте законопроекта от 2009 года отмечалось, что языком обучения в вузе является украинский, то теперь уже речь идет о нескольких языках: "язык (языки) обучения в высших учебных заведениях определяются в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины" О языках", не исключено, что разработчики предполагают принятие Верховной Радой Украины одиозного законопроекта "О языках в Украине", который фактически вводит в Украине двуязычие, а следовательно и двуязычие в вузе.

Прогрессивной в Законе является статья 6, которая прописывает структуру высшего образования по образовательно-квалификационным уровням "младший специалист-бакалавр-магистр" и по образовательно-научным уровням "доктор философии и доктор наук". Однако, сохраняется и старая традиция: бакалавр не считается законченным высшим образованием, поэтому человек, который закончил бакалавриат, в магистратуру может поступать лишь на ту же специальность. Также, ликвидируется образовательно-квалификационный уровень "специалист", что является целесообразным.

Относительно получения образовательно-научной степени "доктор наук", то последнее слово и в дальнейшем остается за Высшей аттестационной комиссией (ВАК), а не за высшим учебным заведением, как это практикуется в европейских странах. В законопроекте ВАКу предоставляются такие полномочия, которые, по сути, сводят на нет автономию ученых советов университетов в области присвоения научных степеней. По мнению ЦОМ, целесообразно было бы, если и не всем сразу, то хотя бы ученым советам исследовательских и национальных университетов предоставить право окончательного присвоения научных степеней.

Также, отмечают в ЦОМ, основные направления международного сотрудничества в области высшего образования фактически направлены на интегративную деятельность с университетами только одной страны - Российской Федерации. При этом в пояснительной записке к законопроекту говорится об общеевропейском образовательном пространстве.

Также, законопроект несколько расширяет правовую базу студенческого самоуправления, однако вовсе не предусмотрены права органов студенческого самоуправления на общественную и общественно-политическую деятельность. При этом, новый проект закона позволяет неограниченно увеличивать размер платы за обучение студентов-контрактников.

Освіта.ua
26.11.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
ВНУ ім. Лесі Українки (Вова)
ВИ пишете ніби не про себе як представників суспільства, а про ТОГО хлопця, що вміє читати і йому дали професора! Ми усі з одного тіста, коли ви зневажаєте систему укр. вищої освіти - ви зневажаєте й себе. І до чого тут США, Німеччина, Франція? Якби ці країни не були економічно сильними й не мали мудрого суспільства нічого не досягли. Врешті-решт є таке поняття як самоосвіта... хочеш вчитися - вчись. Тоді Англії і США втрачають актуальність. Й, взвгвлі, наших студентів треба так чистити, щоб аж чорніло в очах, тоді буде результат. А коли студенти з трійками отримають стипендію - то це економічний злочин, а не вища освіта..задовбали з тими закордонами..наче вас там хтось жде.
Рома
Все дело в том, что в мире нет понятия доктор наук США или профессор Франции. Там есть понятие доктор наук Гарвардского университета или профессор Сорбонны. Какой университет, такие и профессора с докторами. И если, к примеру, Тьмутараканский национальный университет начнет присваивать степени и звания лаборантам и уборщицам, то это будет проблемой Тьмутараканского университета, а не государства Украина. Сегодня ради необходимости выполнения нормативов МОНУ по качественному составу преподавателей требования к соикателям снижены ниже плинтуса. И это уже проблема государства Украина, потому что дипломы у всех одинаковые и государственные.
123
нашим вузам не можна давати право присуджувати вчені степені - через пару років всі прибиральниці, лаборанти і всі хто вміє читати і писати будуть із вченими ступенями
Рома
Никаких реальных прав студенческому самоуправлению проект закона не добавляет. Это или те права, которые уже записаны в действующем законе. Но не действуют из-за того, что противоречат действующей системе управления вузами. Или такие же декларативные новые права. Что дает, например, право студентов распоряжаться какой-то частью бюджета вуза, если за любое их решение ректор может быть наказан Контрольно-ревизионным управлением за нецелевое использование бюджетных средств. Вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Зато права МОНУ увеличивают вполне реально. Новый закон - это возврат к советской системе из которой удален один из основных элементов - ответственность государства в целом и министерства образования в частности за результаты их управленческой деятельности. Это закон для чиновников, а...

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!