Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Университеты в "железной клетке" качества
Университеты в "железной клетке" качества

Качество образования для многих вузов - бюрократический проект. Это означает однообразие и шаблонные решения

Университеты в "железной клетке" качества

Качество образования - это волшебное словосочетание, которое можно вменять в качестве причины всему: плохим дорогам, кризису в экономике, технологическим катастрофам, низкой рождаемости и т.д.

Сегодня в нем заинтересованы все: от родителя, отдающего ребенка в детский сад, - до президента, заявляющего о строительстве инновационной экономики. Проблема заключается лишь в том, что никто не может объяснить, что же это такое.

За последнее десятилетие сложилась целая индустрия качества. Её продуктами становятся руководства, модели и метрики, с помощью которых предлагается оценивать, контролировать и управлять качеством образования.

Активный потребитель может использовать с десяток рейтингов вузов и их преподавателей, посещать дни открытых дверей, где ему расскажут о высоком качестве предлагаемого образования. Каждое уважающее себя учебное заведение имеет на сайте информацию о политике в области качества, об аккредитации, лицензировании и о сертификации по системе менеджмента качества.

Как это связано с образованием, которое получают студенты, выходящие на рабочие места, неизвестно. Более того, студент, поступающий в высшее учебное заведение, вряд ли способен адекватно оценить, чему его там будут учить. Тем не менее, необходимость что-то делать с "низким качеством" не отрицает никто.

Совершенствование качества высшего образования – пример бюрократического проекта. В этом утверждении нет никакой ценностной нагрузки. Просто сам этот проект организован, как бюрократия.

"Соответствие" - ключевое слово в этом процессе: качество должно соответствовать показателям при государственной аккредитации, ранжировании, сертификации. Данная логика вполне вписывается в принципы Болонского процесса.

В наших вузах сегодня активно внедряются специальные модели менеджмента, призванные обеспечить соответствие: надо регулярно проводить внутренний аудит, внешний аудит, запустить опрос потребителей, рейтинги преподавателей, участвовать в конкурсах по качеству и показывать сертификаты. Гарантом качества в таком случае выступает государство. Если продукт соответствует требованиям, значит потреблять его можно. А если нет, то небезопасно.

Приведу в качестве примера цитату из интервью с представителем руководства одного из технических вузов.

"Смотрите, государство сейчас четко в системе вот этих аккредитационных показателей задало вот эти ориентиры. Количество площадей на студента; количество штатных преподавателей к общему количеству преподавателей, это показатель квалификации персонала? - показатель… Качество научно-лабораторной базы… Материально-техническая база тоже, оснащение аудиторий, оснащение информационно-коммуникационными технологиями, компьютерами, то есть, средствами донесения, облегчения получения знаний. Я уже не говорю о качестве информационной базы. Если при прочих равных университет или любое учреждение высшего профессионального образования этим факторам соответствует или превосходит, у общества появляется и определенный уровень доверия к этой организации. Государство гарантирует обществу, что человек, попавший в эту систему, выходит с соответствующим качеством образования".

Ничего плохого в этом нет. Порядок должен быть. Но главное, чтобы он не мешал основному делу. Ведь в вопросе качества есть и другая сторона: качество образования должно пониматься как его востребованность: насколько востребованы выпускники, образовательные программы, научные разработки. Особенно актуально это для технических университетов.

В советское время этот вопрос был неактуален и решался автоматически через отраслевое планирование кадров, распределение, практику, внедрение, и т.п. Сегодня надо менять логику инженерного образования, а не принцип его администрирования. Приведу цитату, отражающую эту позицию.

"Надо видоизменять учебный процесс, содержание учебного процесса, адаптировать, потому что если преподаватель начнет работать именно по тем образовательным стандартам, которые были раньше, его просто сейчас не поймут. Не поймут вот почему: раз открытая теперь система, мы темы дипломных работ берем у специалистов, которые работают в реальном секторе, и если мы будем решать эти задачи старыми методами, это не приемлемо, туда не возьмут, это пустая работа... А когда работа выполняется на достаточно современном уровне, а современный уровень задает толк промышленности, ... то соответственно эта работа приемлема для внешней среды, и специалиста молодого могут пригласить продолжать эту работу, или делать подобную работу, или заниматься организацией производства, потому что он знает предметную область… Основная задача - сближение, разворот высшей школы на рынок труда, на работодателя, чтобы наши выпускники работали уже на новой концепции… При всем уважении к Болонскому процессу, он вторичен. И тогдашнее образование было лучше тем, что оно было сбалансировано с рынком труда".

Вузы активно берутся за управление соответствием, но не за управление востребованностью образования. Речь идет о налаживании стратегического партнерства с предприятиями, создании базовых кафедр и лабораторий, запуске стартапов, коммерциализации научных разработок.

Да, это не получится делать в огромных масштабах и сразу, этот процесс, в отличие от работы с показателями, не будет быстрым. И такому управлению невозможно научить по учебникам – ему обучаются методом проб и ошибок. В нескольких технических университетах, на которые мне удалось посмотреть за последние два года, такая работа ведется. Эффект от нее для качества образования может быть куда больше, чем от разработки новых индикаторов и применения специальных моделей менеджмента.

В первом случае, попадая в "железную клетку" качества, множество вузов будет стремиться к однообразию, так как происходит обучение и внедрение типовых бюрократических решений (программ обучения качеству, показателей качества, документации и т.д.).

Во втором случае есть шанс прийти к разнообразию и нестандартным решениям проблемы качества отечественного образования.

Автор: И.Павлюткин

Освіта.ua
27.09.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!