Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Вуз стратегического значения
Вуз стратегического значения

Отсутствие стратегий у украинских вузов может привести к антропологической катастрофе

Вуз стратегического значения

"Демографическая яма-2010", которую эксперты прогнозировали, начиная с 2005 года, наступила: количество бюджетных мест в украинских вузах в несколько раз превышает число абитуриентов. Вузы уже пошли на снижение стоимости образования, однако этого недостаточно. Понятно, что в ближайшие годы выживут только сильнейшие - вузы, которые смогут понять, как выйти на передовую мирового образования и сохранить там свои позиции. Для этого им необходима реальная автономия, главные составляющие которой - высокий уровень научных исследований и востребованности выпускников, а также наличие стратегии развития на десятки лет вперед.

О том, почему ни один из украинских вузов до сих пор не разработал такого документа и каковы перспективы высшего образования в Украине, рассказал Александр Коврига, президент международной группы "Школа стратегического инвестирования", один из немногих в Украине специалистов, принимавших участие в разработке стратегий ведущих вузов США и Европы.

Стратегия как диагноз

- Александр Владимирович, в Украине даже о стратегии развития системы высшего образования почти не задумываются. Но каждый уважающий себя вуз США и стран Европы такую стратегию имеет.

- Это диагностический вопрос - есть ли у вуза стратегия, т. е. ключевой инструмент в управлении высшим образованием, влияющий на построение национальной стратегии. Никакое действие по отношению к будущему невозможно вне стратегической работы со сферой высшего образования.

Стратегия - необходимая декларация целей и направлений развития вуза. Она нужна не только для внутреннего развития вуза, но и для его сотрудничества с другими общественными институтами. Стратегирование в высшем образовании - это способ "вытягивания" страны к будущему. Для этого необходимы специалисты, которые движутся на шаг впереди остальных.

Передовые университеты мира стали полноправными участниками формирования нового глобального порядка знаний. У нас же ресурсная нищета беспрецедентна. Запланированное бюджетное финансирование всех вузов Украины 3-4 уровня аккредитации номинально вдвое меньше бюджета лишь одного Йельского университета.

- То есть за годы независимости в Украине даже не задумывались о будущем высшего образования?

- Работая в Секретариате президента, я стремился трансформировать бутафорию со статусами "национальных" большинства украинских вузов - ведь ни один из них не имеет стратегии. Поразительным было неприятие вопроса группой вузов, "боровшихся" за получение автономии. Вместо выхода на составление стратегий своего развития и демонстрации программного статуса, все сводилось к "получению свободы" ректорами, т.е. приватизации.

Я убедился: у нас нет ректоров, способных думать о новых направлениях профессиональной подготовки, планах научных и проектных разработок на 10-25 лет вперед. Ремонт общежития, строительство библиотеки, компьютерного центра - вот их горизонт.

Надо прекратить врать

- Какова причина такой "отсталости"?

- При позорно низком уровне бюджетного финансирования задача получения дополнительных средств стала первоочередной для всех ректоратов. В реальности ректоры фактически являются хозяевами вузов. Есть рекордсмены, прослужившие 35 лет на посту. В таких условиях вуз становится ЧП, где все держится на негласных отношениях кланового типа. Войти туда новому ректору, с новой стратегией и инновационными программами, невозможно.

- Как отсутствие стратегий у ведущих вузов повлияет на перспективы высшего образования?

- Постановка вопроса о разработке и реализации стратегий для вузов радикально трансформировала бы всю экономику, повлияв на роль и место Минобразования, функции Кабмина, потребовала бы установления новой модели отношений вузов с корпоративным сектором, международными организациями, изменила бы статус институтов НАНУ.

Избежать антропологической катастрофы скорее всего не удастся. Знающие и умеющие умирают. Новое поколение на сложные проекты не мотивировано, учиться скоро будет не у кого. Я думаю, надо прекратить врать. Именно отказ от вранья привел конгрессменов США, деловые сообщества Германии и других стран к радикальной переоценке состояния сферы образования. Без этого сформулировать задачи и стратегии развития невозможно. У нас нет иного выхода, кроме как прорываться в новый уклад. Иначе последует потеря технологического суверенитета.

А КАК У НИХ

Стратегии развития на 5-10-20 лет вперед разрабатывают все ведущие вузы мира. Их можно найти на официальных веб-сайтах вузов. К примеру, Манчестерский университет стремится войти в топ-25 вузов мира к 2015 году. Университет Лидса стремится к 2015 году войти в пул университетов, выполняющих научные разработки мирового класса, а также занять достойное место среди 50 вузов-лидеров. Школа медицины всемирно известного Стэнфордского университета заявляет о своей цели стать "лидером мысли" в сфере благотворительных программ, а также на деле влиять на государственную политику в сфере медицины.

ДОСЬЕ

Александр Коврига - специалист по развитию общественных и корпоративных систем, эксперт в области экономики знаний, кандидат экономических наук, магистр подготовки высших управленцев в университетах Беркли, Стэнфорда, Ланкастера, Лондона. С 1987 по 1992 год - руководитель научно-исследовательской лаборатории проблем высшей школы в рамках Всесоюзного эксперимента по созданию новой образовательной системы. С 1995 по 2003-й участвовал в разработках планов стратегического развития университетской системы Техаса, экспертизы систем рейтингования школ бизнеса, университетов нового типа для ХХІ века. С 2005 по 2008-й - глава отдела образования и науки Секретариата президента, соавтор "Государственной стратегии развития Украины", руководитель международной рабочей группы по проблемам развития высшего государственного управленческого персонала.

Марина Бердичевская (Аргументы и факты (Украина), № 19, 13-19 мая 2010)

www.aif.ua
17.05.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
z
Брехати то треба припинити, але в нашому суспільстві все побудовано на брехні.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!